Исход пророка Мусы из Египта

Сообщение »

Внимание! Эта тема не статья, а вопрос к знающим братьям!

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Просматривал тему про "разбивание идолов и Мадхали", и нашел там упоминание об исходе Мусы (алейхи салям) из Египта.
Решил написать отдельную тему в этот раздел, так как это напрямую относится к Священному Корану и его тафсиру.
Дело в том,что от многих братьев, даже имеющих определенные знания, слышал что якобы "Муса и израильтяне после выхода из Египта остались в Синайской пустыне, и скитались там 40 лет" и прочее.
Но в тафсирах явно говорится о том, что сыны Исраиля унаследовали земли Фараона и коптов !

Вот например сура 10 аят 23 -
"Мы поселили сынов Исраила (Израиля) в славной стране и одарили их благами. Между ними не было разногласий, пока к ним не явилось знание. Воистину, в День воскресения твой Господь рассудит между ними в том, в чем они расходились во мнениях".
Са'ади толкуя этот аят прямо говорит- "Аллах поселил сынов Исраила в жилищах, в которых обитали Фараон и его подчиненные. Аллах сделал израильтян наследниками их земель и дворцов, а также наделил всевозможными яствами, напитками и прочими щедротами".
Другие муфассиры сказили примерно то же самое, добавляя к Египту еще и земли Шама. Табари, Куртуби, Ибн Касир, тафсир Джалялейн, Шаукани. Все сказали,что "славная страна" в которой поселил Аллах сынов Исраиля это Египет и/или Иордания, Палестина, Шам и пр.
Далее.
Сура 17 аяты 103 и 104
Фараону захотелось изгнать их с земли, но Мы потопили его и всех, кто был с ним.
После этого Мы сказали сынам Исраила (Израиля): «Живите на этой земле. А когда исполнится последнее обещание, Мы соберем вас всех вместе».

Са'ади говорит - Владения Фараона и его народа достались в наследство евреям. И Аллах велит сынам Исраиля "жить в этой стране и готовиться к тому дню, когда люди будут собраны вместе, и каждый человек получит воздаяния за то, что он совершил".
Табари под "этой землей" имеет ввиду земли Шама.Куртуби говорит "это земли Египта и Шама".
Ибн Касир проводит параллель между Пророком Мухаммадом (мир ему и благославение) который получил Мекку с её сокровищами и людьми, и сынами Исраиля которым достались в наследство "восточные и западные земли, и которые унаследовали города Фараона,и их имущество,и их пашни, их плоды, и их сокровища.Как сказал об этом Всевышний: "Вот так! Мы позволили унаследовать это сынам Исраила (Израиля)".
Шаукани в Фатх аль-Кадир говорит - "и под землей здесь имеется ввиду земля Египта,из которой он (Фараон) хотел изгнать их ( сынов Исраиля).
Следующая сура 26 Шу'ара.
52. Мы внушили Мусе (Моисею): «Отправляйся в путь с Моими рабами ночью, ибо вас будут преследовать».
53. Фараон разослал по городам сборщиков.
54. Он сказал: «Это – всего лишь малочисленная кучка.
55. Они разгневали нас,
56. и мы все должны быть настороже».
57. Мы вынудили их покинуть сады и источники,
58. сокровища и благородные места.
59. Вот так! Мы позволили унаследовать это сынам Исраила (Израиля).

Са'ади и Табари в один голос говорят, что Египет с его сокровищами был дарован в наследство евреям.
Куртуби приводит два толкования:
1) со слов Хасана и других- "вернулись сыны Исраиля в Египет после гибели Фараона и его народа"
Чтобы у вас не возникло сомнений в правильности моего перевода приведу арабский текст тафсира.
قَالَ الْحَسَن وَغَيْره : رَجَعَ بَنُو إِسْرَائِيل إِلَى مِصْر بَعْد هَلَاك فِرْعَوْن وَقَوْمه
2) "и было сказано что под наследством имеются ввиду те драгоценности которые одолжили (сыны Исраиля) у рода Фараона по приказу Аллаха Всевышнего".
وَقِيلَ : أَرَادَ بِالْوِرَاثَةِ هُنَا مَا اِسْتَعَارُوهُ مِنْ حُلِيّ آلَ فِرْعَوْن بِأَمْرِ اللَّه تَعَالَى

А "было сказано" это кстати, в Библии!
И в заключение Куртуби пишет - " а я говорю,что оба эти события произошли с ними. И хвала Аллаху".
قُلْت : وَكِلَا الْأَمْرَيْنِ حَصَلَ لَهُمْ . وَالْحَمْد لِلَّهِ

Ибн Касир же толкует эти аяты двумя другими аятами - 7:137 и 28:5.
Потом сура 44 например
23. Аллах сказал: «Выступи с Моими рабами ночью. Воистину, вас будут преследовать.
24. Оставь море в покое – их воинство будет потоплено».
25. Сколько они оставили садов, источников,
26. посевов, благородных мест
27. и блаженства, в котором они наслаждались!
28. Вот так! Мы позволили унаследовать это другому народу.


Са'ади говорит что "другой народ" это израильтяне.То же самое сказал Табари. Куртуби так же пишет что сыны Исраиля получили в наследство землю Египта.Такого же мнения Ибн Касир и тафсир Джалялейн.
Шаукани сказал - Под "другим народом" имеется ввиду сыны Исраиля, поистине Аллах свят Он и велик сделал их правителями Египта, хотя до этого они были рабами на ней, и она перешла им в наследство и т.д.

Вот в общем-то всё основное что я нашел. Прошу знающих братьев разъяснить эту тему, если можно. Так как у меня мало знаний, и боюсь что я мог ошибиться в переводе с арабского, я не владею им в совершенстве. Мне безразлична тема про "разбивание идолов и Мадхали", я не считаю это полезным для себя. Но вот тафсир Корана, и история Пророка Мусы (мир ему) меня действительно интересуют. А я уже не в первый раз слышу,что дескать "Муса и бану Исраиль" после выхода из Египта остались в пустыне Синая, и скитались там 40 лет" и т.п. А это прямое цитирование Библии! В Коране же как видно, и в тафсирах говорится нечто иное. ДжазакумуЛлаху хайран!
Hanif88
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 09:58

Re: Исход пророка Мусы из Египта

Сообщение »

уа алейкас салям уа рахматуллахи уа баракатух.
Брат! Хочется тебе сказать как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Пусть Аллах увеличить твое стремление и не повторяй".
Ты конечно много тафсиров просмотрел, но не посмотрел аят где говорится о скитании в 40 лет. А этот аят в суре "ал-Маида" 26. "Он сказал: «Тогда она будет запретна для них в течение сорока лет. Они будут скитаться по земле. Не печалься же о нечестивых людях».
А известно, если хочешь понять аят правильно надо просмотреть аяты приходящие до этого аята и аяты следующие за ним, тогда все становится понятно. По другому это называется "караин муттасила". Также учитывается и "караин мунфасила".
А тема Мусы алейхис салям начинается с 20 аята. Аллах Всевышний сказал: "Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: «О мой народ! Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда создал среди вас пророков, сделал вас царями и даровал вам то, чего не даровал никому из миров. мой народ! Ступите на священную землю, которую Аллах предписал вам, и не обращайтесь вспять, а не то вернетесь потерпевшими убыток». Они сказали: «О Муса (Моисей)! Там обитают могучие люди, и мы не войдем туда, пока они не уйдут оттуда. Если же они уйдут оттуда, то мы войдем». Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: «Входите к ним через ворота. Когда вы войдете туда, вы непременно одержите победу. Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими». Они сказали: «О Муса (Моисей)! Мы ни за что не войдем туда, пока они находятся там. Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь». Он сказал: «Господи! Я властен только над самим собой и моим братом. Разлучи же нас с (или рассуди между нами и) нечестивыми людьми». И в 26 аяте Аллах сказал: "Он сказал: «Тогда она будет запретна для них в течение сорока лет. Они будут скитаться по земле. Не печалься же о нечестивых людях».
А именно 20 аят. В тафисре этого аята АбдурРахман ас-Саади пишет: (в кратце и смысл его слов) "После того, как Аллах спас Мусу и его народ от фараона, они пошли желая байтул макдис"
Также Ибн Касир а тафсире аята 93 из суры Юнус пишет: "Но они продолжали идти вместе с Мусой желая байтул макъдис".
Из этого мы берем что это произошло после того как Аллах дал им, то что принадлежало фараону. В особенности от слов Аллаха: "сделал вас царями". Поэтому между этими аятами нет никаких противоречий.
Аллаху а'лям.
abu_musa
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 29 окт 2008, 09:12

Сообщение »

Салам алейкум братья!
Хотел бы добавить к словам брата Абу Мусы, что эти толкования, которые привел брат Ханиф88 не противоречат текстам Корана и Сунны, если их понимать правильно.
"Владения Фараона и его народа достались в наследство евреям"

"восточные и западные земли, и которые унаследовали города Фараона,и их имущество,и их пашни, их плоды, и их сокровища"

"поистине Аллах свят Он и велик сделал их правителями Египта"

Да, также говорили не только Ибн Касир, аль-Къуртуби, аш-Шаукани и ас-Са'ди, но и многие другие муфассиры. Например, имам Ибн аль-Джаузи в отношении аята: «Вот так! Мы позволили унаследовать это сынам Исраиля» (аш-Шу’ара 26: 59) также сказал: “Всевышний Аллах вернул их (Мусу и его народ) в Египет после потопа фараона, и даровал им то, что принадлежало фараону и его народу из числа домов и имущества".
Однако сразу же после этих слов своих сказал: "А Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Поистине, Аллах сделал земли семейства фараона имуществом для сынов Исраиля, но не вернул их туда. Однако Он сделал их жильем Шам»”. См. “Задуль-масир” 6/126.
Таким образом, брат, нет никакого противоречия между аятами, а слова имамов лучше объединить, дабы не делать между ними противоречия.
Hanif88 писал(а):Но в тафсирах явно говорится о том, что сыны Исраиля унаследовали земли Фараона и коптов !

Да брат, Аллах даровал все, что осталось после фараона сынам Исраиля, однако они не вернулись в Египет!
И в противном случае, иное понимание этих слов имамов, кто говорит о возвращении и правлении Мусы в Египте после фараона, противоречит аятам Корана об истории пророка Мусы, так как в Коране Аллах говорит, что после гибели фараона, Муса и его народ пришли к байт аль-Макъдис, а что они оттуда ушли и вернулись в Египет, нет никаких указаний в Коране и в Сунне! Если есть, то пожалуйста предоставьте. А Всевышний Аллах сказал: «Мы отомстили им и потопили их (фараона и его войско) в море за то, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими. Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили. Сбылось прекрасное Слово твоего Господа о сынах Исраиля, поскольку они проявили терпение. Мы разрушили то, что содеяли Фараон и его народ и что они воздвигали. Мы переправили сынов Исраиля через море, и они прибыли к народу, который был предан своим идолам. Они сказали: “О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них”. Он сказал: “Воистину, вы – невежественные люди!”» (аль-А’раф 7: 136-138).
Хасан аль-Басри, Зайд ибн Аслям и Къатада в отношении слов: «Мы даровали в наследие тем, которых считали слабыми, восточные и западные земли, которые Мы благословили», сказали: “Это земли Шама”. См. “Тафсир Абдур-Раззакъ” 1/235, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5/1551, “Тафсир ат-Табари” 10/404.
А Ибн Шаузаб сказал: “Это Палестина”. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 6/522.
И все известные события, что описаны в Коране и Сунне, произошли с Мусой после исхода из Египта, что станет ясно прочитав все аяты о пророке Мусе.
Советую брат прочитать "историю о пророках" хафиза Ибн Касира, из нее поймешь, что Муса и его народ после исхода из Египта, не возвращались туда. Он прекрасно там разложил последовательность аятов об истории Мусы.
Кстати, Ибн Касир говорит, описывая историю гибели фараона: "Погиб правитель, его свита и войско, и не остался в Египетской стране никто, кроме простолюда и пастухов. Ибн Абдуль-Хаким в "Тариху Миср" упоминал: "С того времени (когда погубил Аллах фараона и его войско) женщины стали властвовать в Египте над мужчинами по причине того, что женщины правителей и знатных людей стали выходить замуж за тех, кто был ниже их по рангу из числа простолюдинов, и у них была власть над ними. И эта традиция женщин Египта (главенство над мужчинами) продолжается и до наших дней". См. "Къысасуль-анбия" 2/90.
Вкратце можно сказать, что из аятов Корана о пророке Мусе (мир ему) и сынов Исраиля после него, складывается следующая картина:
Муса и сыны Исраиля ушли из Египта, а фараон и его армия погнались за ними. Муса и его народ перешли через море, а фараон и его войско были погублены. Муса и его народ пошли дальше и не возвращались в Египет, они подошли к Палестине и Аллах велел им воевать с ними, ибо тогда палестинцы были мушриками. Однако сыны Исраиля отказались от этого. После этого Аллах сделал эту землю запретной для сынов Исраиля и они скитались 40 лет. После этого, когда умер пророк Муса (мир ему), пророком у сынов Исраиля стал другой человек. В Коране его имя не упоминается, но муфассиры говорят, что это был Юша ибн Нун - юноша, о котором упоминается в хадисе, который был с Мусой, когда он встретился с Хыдыром. Так вот, сыны Исраиля вновь собрались вокруг этого пророка и стали воевать против жителей Шама. Тогда кстати и появляется пророк Дауд (мир ему), который в битве убивает Джалута (Голиафа). И об этом Аллах говорит в суре аль-Бакъара, начиная с аята: «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраиля, живших после Мусы и до аята: «Они разгромили их по воле Аллаха. Дауд убил Джалута, и Аллах даровал ему царство и мудрость и научил его тому, чему пожелал» (аль-Бакъара 2: 246-251).
Это то, что можно коротко сказать по данной теме.
Уа-Ллаху а'лям.
Если я ошибаюсь, пусть знающие братья поправят.
Барака-Ллаху фикум!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Исход пророка Мусы из Египта

Сообщение »

ДжазакяЛлаху хайран брат А'маш.
Именно последовательность событий меня интересовала. Теперь всё более менее встало на свои места, уальхамдулиЛлях.
Но хотелось бы уточнить. Правильно ли я понял, что тафсиры по поводу этого события всё таки разделились на два мнения, первое - что сыны Исраиля вернулись в Египет, и были реальными правителями его, а второе- что сыны Исраиля несмотря на то, что Аллах им дал в наследство (как в аяте) Египет, не стали забирать это наследство, и желая Шама пошли дальше?
Hanif88
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 31 окт 2009, 09:58

Re: Исход пророка Мусы из Египта

Сообщение »

Уа ийяк брат мой.
Hanif88 писал(а):Правильно ли я понял, что тафсиры по поводу этого события всё таки разделились на два мнения, первое - что сыны Исраиля вернулись в Египет, и были реальными правителями его, а второе- что сыны Исраиля несмотря на то, что Аллах им дал в наследство (как в аяте) Египет, не стали забирать это наследство, и желая Шама пошли дальше?

Ну я тоже так понимаю, однако я на мнении тех, кто говорит, что Муса в Египет не возвращался. Если бы у тех, кто говорит об этом был какой-либо довод из Корана или Сунны, тогда другое дело. Или если бы все муфассиры в этом были бы единогласны. Но как мы видим брат, это понимание противоречит тем описаниям Корана, которые происходили с Мусой (мир ему) после исхода из Египта.
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Толкование аятов (тафсир)

cron