О достоверности известного хадиса ‘Ади ибн Хатима

Сообщение »

ас-Саляму алейкум.

Вопрос мой касается известного хадиса:
‘Ади ибн Хатим рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят: «Они (люди Писания) взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха» (ат-Тауба 9: 31). Я сказал ему: “Но ведь мы не поклонялись им!” Тогда он спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещенным, и если они разрешали вам запрещенное Аллахом, то и вы разрешали себе это?» Я ответил: “Да”. Он сказал: «Это и есть поклонение им!». ат-Тирмизи 3095, аль-Байхакъи 10/198, Ибн Джарир 16631. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Я прослушал запись одного студента, где он, как я понял, читает шарх книги "Фатх уль-маджид", где упоминается что некий Мухаммад Хизам, как я понял, это тот кто делает шарх, говорит о слабости этого хадиса: "Этот хадис приводит Тирмизи, ибн аби Хатим, Табарани, Байхакы, ибн Са`д, абд ибн Хумейд, ибн Мардауейх, иснад хадиса слабый. В этом иснаде присутствует человек по имени Гъутойиф ибн А`йан, и он является слабым. Это же сообщение пришло со влов Хузейфы ибн Ямана,да будет доволен им Аллах, у Ат-Табари, но иснад мункъоты` (прерванный), т.к. передается от абу аль-Бухтари, со слов Хузейфы, а абу аль-Бухтари ничего не слышал от Хузейфы".
Дальше Мухаммад Хизам рассматривает вопрос, можно ли подкрепить один иснад вторым, в котором Хузейфа сам от себя сделал разъяснение этого аята, и вообще можно ли этим хадисом где разъяснение сподвижника подкрепить этот слабый иснад разъяснения аята пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Вместе с тем, что разъяснение аята Хузейфой, да будет доволен им Аллах, само не установлено полноценно, т.к. иснад прерван. И вывод Мухаммад Хизама, что НЕТ НЕ МОЖЕТ, т.к. некоторые сказали что тафсир аята сподвижником у него хукм роф`(т.е. подобен тафсира пророка, да благословит его Аллах и приветствует), т.к. сподвижник не может сделать тафсир аята от себя. Однако это не совсем правильно! Т.к. сахабы делали от себя тафсир аятов, поэтому это не совсем правильно. Вывод что хадис не достоверный...

Вопрос: Известно ли вам разногласие в достоверности этого хадиса, и был бы благодарен если бы привели мнения и доводы обеих сторон.
ДжазакумуЛлаху хайран.
أَبو أَمينة
 
Сообщений: 59
Зарегистрирован: 13 окт 2008, 18:05

Сообщение »

Уа алейкум салям брат

أَبو أَمينة писал(а):Я прослушал запись одного студента, где он, как я понял, читает шарх книги "Фатх уль-маджид", где упоминается что некий Мухаммад Хизам, как я понял, это тот кто делает шарх, говорит о слабости этого хадиса

Ну вот смотри ахы, ты сам говоришь, что этот лектор ссылается в слабости этого хадиса на некого Мухаммада Хизама, чье имя тебе абсолютно ни о чем не говорит, и кого как выходит ты не знаешь вообще. Тогда как сам ты цитируешь, что о достоверности этого хадиса высказались шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани, которые в науки хадисоведения были явно не самыми последними людьми в отличии от неизвестного нам с тобой Мухаммада Хизама. Как ты думаешь брат, в такой ситуации кому следует нам доверять и за чьим мнением следовать?)
Я брат не призываю к таклиду и не сторонник этого, но просто в наше время появились сотни, если не сказать тысячи, различных "исследователей", которые высказываются относительно достоверности или слабости известных хадисов так, что тем самым идут в противоречие оценкам признанных имамов-мухаддисов.

Что касается слов:
В этом иснаде присутствует человек по имени Гъутойиф ибн А`йан, и он является слабым

то это не совсем так, поскольку более правильное мнение говорил шейх аль-Альбани в том, что этот передатчик "маджхуль", а не "да'иф", а между этими оценками есть большая разница. Ведь если слабость хадиса в том, что в иснаде неизвестный, то его можно усилить и мусралем, и асаром от сподвижника, как это делали имамы.
Те, кто называл этого передатчика слабым опирались на слова, которые Ибн аль-Джаузи передал от имама ад-Даракъутни, что этот передатчик слабый. Однако было разногласие, кого именно назвал ад-Даракъутни слабым - передатчика этого хадиса: Гъутайфа ибн А'яна или же: Руха ибн Гъутайфа?

Что касается твоего вопроса, было ли разногласие среди имамов касательно достоверности этого хадиса, то я смог найти только слова имама аз-Захаби, который в тахридже на сборник "ас-Сунан" имама аль-Байхакъи сказал после упоминания этого хадиса: "Гъутайфа назвал слабым ад-Даракъутни. Также было сказано: Гъудайф". См. "аль-Мухаззаб" № 15717.
Если кто-то сталкивался со словами имамов, назвавших сам хадис слабым, то поделитесь пожалуйста. Просто все что я смог найти помимо слов аз-Захаби, что имамы подтверждали достоверность этого хадиса, а кто из ранних приводил его и не говорил ничего о его достоверности, все равно опирались на него и использовали его в качестве довода.

Что касается оценки этого хадиса имамом ат-Тирмизи, то она отличается от рукописи к рукописи. В некоторых рукописях сказано, что ат-Тирмизи назвал этот хадис просто "Редким" (гъариб), тогда как в других говорится, что он назвал его "Редким и хорошим". К примеру это передает хафиз аз-Зайля'и в “Тахридж ахадис аль-Кашшаф” 2/66, а также и шейх аль-Мубаракфури в "Тухфатуль-ахуази".
И потом, у этого хадиса есть и другие пути, которые не дошли до нас, чтобы исследовать их. К примеру, хафиз Ибн Хаджар упоминал, что у этого хадиса есть и другой путь, который приводил Ибн аль-Мардауейх от ‘Ата ибн Ясара со слов ‘Ади ибн Хатима.
По этой причине автор книги "Исследование хадисов "Книги Единобожия", к которым имели претензии", на которую написал такъдим и которую хвалил шейх Ибн Баз, назвал данный хадис хорошим в силу усиливающих его свидетельств.
Также известный имам-муфассир Абу Музаффар ас-Сам'ани, живший около 1000 лет назад утверждал в своем тафсире (2/303) о том, что хадис этот достоверный.
То же самое говорил и имам аль-Алюси в своем тафсире.
И шейх Ахмад Шакир посчитал этот хадис достоверным, поскольку привел его в "Умдату-ттафсир" (2/160) сокращенном тафсире Ибн Касира, где он оставил только достоверные хадисы.
Также и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут в тахридже на книгу "Фатх аль-Маджид" 107, 464 назвал хадис хорошим в силу существования других.

Для пользы: Некоторые авторы упоминают, что данный хадис также приводит имам Ахмад в своем муснаде, как например это упоминал имам Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, тогда как некоторые исследователи говорили, что в этом сборнике нет этого хадиса.

Полная версия этого хадиса:
‘Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Однажды я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда на моей шее висел крест. Он сказал мне: «О ‘Ади, скинь с себя это язычество!»
И я слышал, как он прочитал аят:
«Они (люди Писания) признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (ат-Тауба 9: 31).
Я сказал: “Поистине, мы не поклоняемся им!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил: «А разве они не запрещают им дозволенное Аллахом, и они считают это таковым? И разве они не дозволяют им запретное, и они считают это таковым?» Я сказал: “Да”. Он ответил: «Это и есть поклонение им!»
Этот хадис приводят имамы ат-Тирмизи 3095, аль-Байхакъи 10/116, ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/92 и др.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Абу Музаффар ас-Сам’ани, Ибн Таймия, аль-Алюси, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. “Тахридж ахадис аль-Кашшаф” 2/66, “Тафсир ас-Сам’ани” 2/303, “Маджму’уль-фатауа” 7/67, “Рух аль-ма’ани” 5/365, “Умдату-ттафсир” 2/160, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3293, “Тахридж Фатх аль-Маджид” 464, “Тахридж ахадис мундакъада фи Китаб ат-таухид” 91-94.

А Аллаху обо всем ведомо лучше!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Узнать о достоверности хадиса и асара

cron