Достоверно ли, что аль-Фудайль бин 'Ияд был разбойником?

Сообщение »

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!


Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семейству и его сподвижникам!

А затем:

Достоверен ли рассказ о том, что аль-Фудайль бин 'Ияд был разбойником?


Сегодня обнаружил статью, в которой даны некоторые разъяснения относительно достоверности истории о том, что аль-Фудайль бин 'Ияд (да смилуется над ним Аллах) был разбойником, и о его покаянии за это.
В статье говорится, что данная история среди людей стала широко известной и распространенной благодаря рассказчикам. В ней также приводятся отличительные друг от друга истории о покаянии аль-Фудайль бин 'Ияда (да смилуется над ним Аллах). Как обнаружилось, все эти истории не лишены недостатков со стороны их достоверности.
Решил же я упомянуть об этом в виду того, что среди мусульман распространено о аль-Фудайле бин 'Ияде (да смилуется над ним Аллах) следующее:

Быть может читателей удивит сей факт, но достоверно известно, что ибн ‘Ийяд в молодости не был требующим знания, а был разбойником с большой дороги и грабил торговые караваны следующие из одного города в другой. Причем делал он это в одиночку без чей-либо помощи и поддержки. Каждый из таких караванов должен был дать ибн ‘Ийяду что-либо ценное, когда проходил по его дороге. И все его боялись.
И вот однажды, в один из дней он увидел женщину, которая ему понравилась. И он решил взять ее в жены. Узнав в каком из дворов она проживает он тайком взабрался на забор того дома, чтобы вновь увидеть ее и тут услышал, что во дворе дома кто-то читает Коран... Читающий дикламировал аяты из Суры «аль-Хадид» и услышал ибн ‘Ийяд — повисший на заборе дома, как тот прочел 16 аят в котором Всевышний Аллах сказал: “Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины”, - и воскликнул оттуда Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд, которой почувствовал, что словно Аллах обращается именно к нему: “да мой Господь, сердца верующих должны смириться и они уже усмирились перед Тобой!”, — “и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами?”
Затем он слез с забора и задумавшись удалился... Пройдя какое-то расстояние он заметил заброшенный дом в котором никто не жил, и решил в нем сесть и подумать, словно он был в спячке и вдруг прозрел! Но подойдя к нему поближе он понял, что дом не пустует и услышал, что из него доносятся чьи-то голоса и в нем разместились на ночевке путники, и он прислушался к их разговору... Они вели дискуссию. Некоторые из них сказали: “Давайте выступим в путь”. Но другая группа им возразила: - “Нет, нет! Как же мы можем отправиться, если разбойник Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сейчас на дороге. Вы что, хотите, чтобы он нас обчистил до нитки?!” - А аль-Фудайль ибн ‘Ийяд в это время сидит около них, - “Не стоит. Лучше переждать до утра”.
И задумался ибн ‘Ийяд о том, как же они опасаются его. И произнес: “О мой Господь я каюсь перед Тобой и чтобы быть праведным в своем покаянии я отправлюсь к Каабе и буду постоянно жить рядом с ней”. И он покинув Куфу отправляется в Мекку. И начинает требовать знания, а в последствии становится большим ученым.



Сей рассказ наиболее распространенный из существующих рассказов о покаянии аль-Фудайль бин 'Ияда (да смилуется над ним Аллах). Его приводит Ибн 'Асакир в «Тарих Димашк» 48/384.
Среди передатчиков этой истории Абу 'Абд ар-Рахман ас-Салями – Мухаммад бин аль-Хусайн ас-Салями.

Абу Бакр аль-Хатыб (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Мухаммад бин Юсуф аль-Каттан сказал мне: «Абу 'Абд ар-Рахман ас-Салями был незаслуживающим доверия передатчиком, и он выдумывал хадисы для суфиев»” См. «Тарих Багдад» 2/248, Ибн аль-Джаузий «ад-Ду'афа уа аль-Матрукун» 3/52.

Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) упомянув его в работе «Полезное о слабых [передатчиках]» сказал: “Высказались о нем [неблагоприятно]. Он не является заслуживающим безусловного доверия” См. «аль-Мугни фи ад-Ду'афа» 2/571.

В труде «Соразмерные весы для критической оценки передатчиков» он также сказал: “Высказались о нем [неблагоприятно]. Он не является тем, на кого можно опираться” См. «Мизан аль-И'тидал фи накд ар-Риджаль» 3/523.

А шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) о нем сказал так: “Сам он из религиозных, праведных, достойных и благих людей. Многие его рассказы, которые он передает, достоверны. Но он также иногда передает слабые рассказы и даже вымышленные, зная, что они являются ложью” См. «Маджму'а ар-Расаиль уа аль-Масаиль» 1/29.

Существуют и несколько других версий покаяния аль-Фудайль бин 'Ияда (да смилуется над ним Аллах).

Одну из них в «Истории Багдада» упоминает Абу Бакр аль-Хатыб аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах), в которой сообщается, что один из соседей аль-Фудайля бин 'Ияда сообщил, что аль-Фудайль в одиночку разбойничал на дорогах. И вот в одну из ночей он вышел совершить очередной разбой. Он подобрался к каравану, который остановился на ночлег, и услышал, как некоторые говорят друг другу: “Отправляйтесь с нами к этому поселению, ибо дальше впереди находится человек, разбойничающий на дорогах, по имени аль-Фудайль”. От этих слов Фудайля охватил страх, и сказал им: “О, люди! Я аль-Фудайль, проезжайте! И клянусь Аллахом, [с этого времени] я буду предельно стараться больше никогда не ослушаться Аллаха”. После этого он возвратился к себе домой и оставил то, чем ранее промышлял.

Один из передатчиков этого сообщения Ибрахим бин аль-Лайс ан-Нахшаби, который неизвестен знатокам и передатчикам хадисов. Не упоминается также и имя соседа аль-Фудайль бин 'Ияда, передавшего всю эту историю, поэтому и он является неизвестным.

Третий рассказ передает тот же Ибн 'Асакир в «Истории Дамаска», и в нем сообщается, что аль-Фудайль как-то вечером вышел, намереваясь напасть на караван. Он услышал, как некоторые из проезжавших людей этого каравана говорили: “[Скорее] проходите это место, дабы случаем Фудайль не встретил нас и не отнял все, что у нас с собой есть”. Услышав эти слова аль-Фудайль бин 'Ияд призадумался и опечалился. Он сказал: “Эти люди боятся меня лютым страхом”. Затем он подошел к ним (они не знали, что он и есть аль-Фудайль), поприветствовал их и сказал: “Этой ночью вы остановитесь у меня и будете в безопасности от Фудайля”. Они возликовали и отправились вместе с ним. Разместив их у себя аль-Фудайль вышел в поисках корма для их животных, а когда вернулся, услышал, как кто-то из них читает: «Разве не наступило время для тех, которые уверовали, чтобы смирились их сердца при упоминании Аллаха и [когда они слышат] то, что Он ниспослал из истины» (Коран; сура 57, аят 16). Тут аль-Фудайль стал громко и протяжно кричать, разорвал на себе одежду, а затем сказал: “[Да! О, Господь!] Уже пришло время

Один из передатчиков этого сообщения Абу аль-Хасан 'Али бин 'Абдуллах бин аль-Хасан бин Джахдам аль-Хамазани аль-Муджауир.

Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) о нем сказал: “Он не заслуживает доверия, и был обвинен [в некоторых вещах]. Ибн Хайрун сказал: «Также было сказано, что он лжет»” См. «Сияр А'лям ан-Нубаля» 17/276.

Также имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) в труде «Соразмерные весы для критической оценки передатчиков» сказал: “Он был обвинен в измышлении хадисов” См. «Мизан аль-И'тидал фи накд ар-Риджаль» 3/142-143.

Ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “'Али бин 'Абдуллах бин Джахдам - Абу аль-Хасан ас-Суфи, автор «Бахджату аль-Асрар». Он был шейхом суфиев, скончался в Мекке. О нем говорили, что он был отъявленным лжецом” См. «аль-Мунтазам фи Тарих аль-Мулюк уа аль-Умам» 8/14.

Заключая вышеизложенное, можно сказать, что вопрос правомерности заявления о достоверности этой истории становится актуальным и хотелось бы иметь научное доказательство, подкрепляющее данное утверждение.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!


27 Зу аль-Хиджжа 1434 г.х.
01.11.2013 г.
Аватар пользователя
adiga
 
Сообщений: 177
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Вернуться в Узнать о достоверности хадиса и асара

cron