Есть достоверный хадис об уменьшении удела из-за грехов?

Сообщение »

السَّلامُ عَلَيْكُم ورَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ
Скажите пожалуйста, есть ли достоверные хадисы о том, что удел человека уменьшается от его грехов?
بارك الله فيكم
Аватар пользователя
Abu-Maryam
 
Сообщений: 131
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 06:02
Откуда: Кбр, Нальчик

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат

Есть известный прямой хадис на этот счёт, который звучит так:
Сообщается со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, человек лишается своего удела за совершаемый им грех. И не отвращает предопределение ничего, кроме мольбы, как не продлевает жизнь ничего, кроме благочестия». Ахмад 5/277, Ибн Маджах 90, 4022, аль-Хаким 1/493, Ибн Хиббан 872 и др.

Однако касательно достоверности этого хадиса есть большие разногласия.
Имамы Ибн ‘Ади, Ибн аль-Къайсарани, аз-Захаби, аль-Альбани и др. считали этот хадис слабым по причине передатчика по имени ‘Абдуллах ибн Аби-ль-Джа’д, который был неизвестным, и которого никто не называл надёжным, кроме Ибн Хиббана.
Но шейх аль-Альбани считал достоверной часть этого хадиса, в которой говорится: «Поистине, не отвращает предопределение ничего, кроме мольбы, как не продлевает жизнь ничего, кроме благочестия», потому что есть точно такой хадис, который приводит ат-Тирмизи (2139) со слов Сальмана аль-Фариси (мир ему и благословение Аллаха), но без слов: «Поистине, человек лишается своего удела за совершаемый им грех».
Этот хадис ат-Тирмизи от Сальмана также не лишён недостатков, однако по причине различный путей шейх аль-Альбани усилил его достоверность, тогда как версию: «Поистине, человек лишается своего удела за совершаемый им грех» он не посчитал достоверной и не усилил, так как не смог найти усиливающих её версий, кроме некоторых очень слабых путей, что приводит Ибн ‘Ади, по причине чего хадис не может усиливаться. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 154.
Но некоторые исследователи считали, что у этого хадиса с точно таким же смыслом: «Поистине, человек лишается своего удела за совершаемый им грех. И не отвращает предопределение ничего, кроме мольбы, как не продлевает жизнь ничего, кроме благочестия», есть ещё одно усиливающее свидетельство, что приводит ат-Табарани в «ад-Ду’а» (13).
Этот хадис уже передаётся через иной иснад, передатчики которого надёжные, разве что Ибн аль-Джаузи говорил, что Абу-ль-Аш’ас ас-Сан’ани, передающий этот хадис от Саубана не слышал хадисов от него. Но ас-Суюты говорил: “Эти его (Ибн аль-Джаузи) слова, что Ибн аль-Аш’ас не передавал от Саубана, отвергаемы! Абу ан-Надр передал от Язида ибн Раби’и, что Абу-ль-Аш’ас ас-Сан’ани сказал: «Я слышал, как Саубан рассказывал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)»”. См. “аль-Ляали аль-масну'а” 1/213.
И после ознакомления с этой версией хадиса некоторые ученики шейха аль-Альбани стали склоняться к тому, что хадис этот хороший (хасан).
Но некоторые сказали, что на самом деле это не иной иснад данного хадиса, а тот же самый, просто была допущена в нём ошибка.
Что касается тех, кто посчитал достоверным хадис: «Поистине, человек лишается своего удела за совершаемый им грех», то среди них Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Мунзири, аль-‘Иракъи, аль-Бусыри, Ибн Муфлих, Ибн Баз и некоторые исследователи. См. “ат-Таргъиб” 3/294, “Мисбах аз-зуджаджа” 41, “аль-Адаб аш-шари’я” 1/409, “Фатауа Ибн Баз” 24/242, “Тахкыкъ мушкиль аль-асар” 1/70, “Тахридж аз-Зухд” 1/159 Ибн аль-Мубарака.

В любом случае, даже если этот хадис является однозначно слабым, его смысл подтверждается общими текстами Корана и Сунны, в которых указывается то, что грехи и ослушания Аллаха являются причиной бедствий, наказаний и лишения удела!
Всевышний Аллах сказал: «Разве они не видели, сколько поколений Мы погубили до них? Мы одарили их на земле властью, которой не одарили вас, ниспосылали им с неба обильные дожди и заставляли реки течь под ними. Мы погубили их за их грехи и создали после них другие поколения» (аль-Ан’ам 6: 6).
Всевышний Аллах также сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (ар-Рум 30: 41).
Всевышний Аллах также сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (аш-Шура 42: 30).
Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды), но не сделали оговорки («Если того пожелает Аллах»). Ночью же, пока они спали, их сад поразила кара от твоего Господа. К утру сад был подобен мрачной ночи (уничтожен). А на рассвете они стали звать друг друга: “Ступайте на вашу пашню, если вы хотите сорвать плоды!” Они отправились туда, разговаривая шепотом: “Не впускайте сегодня к себе бедняка”. Они шли с твердым намерением и полагали, что у них достаточно сил. Когда же они увидели его, то сказали: “Мы сбились с пути! О нет! Мы – лишённые”. Лучший из них сказал: “Разве я не говорил вам, что надо было прославить Аллаха?” Они сказали: “Пречист наш Господь! Мы были несправедливы”. Они стали попрекать друг друга и сказали: “Горе нам! Мы преступили границы дозволенного. Быть может, Господь наш даст нам взамен нечто лучшее. Воистину, мы обращаемся к нашему Господу”» (аль-Къалям 68: 17-32).

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам со словами: «О мухаджиры! Пять вещей, которыми вы будете испытаны, я прибегаю к Аллаху от того, чтобы вы застали их!
1. Если прелюбодеяние распространится среди людей так, что они даже станут делать это открыто, то среди них распространится чума и голод, которых не было до них.
2. Если они начнут недовешивать на весах и недомеривать, то их постигнет засуха, недостаток продовольствий и тирания правителя.
3. Если они перестанут выплачивать закят со своего имущества, то будут лишены дождя. И если бы не животные, то им вообще не был бы послан дождь.
4. Если они нарушат договор Аллаха и Его посланника, то Аллах обязательно даст власть над ними их врагам не из их числа. И они будут отбирать у них нечто-то принадлежащее им.
5. А если их правители не будут судить по Книге Аллаха, выбирая что-то иное, нежели ниспосланное Аллахом, то обязательно Аллах посеет между ними их вражду!»
Ибн Маджах 4019, аль-Хаким 2/126, аль-Баззар 2/268. Хафиз аль-Хайсами и хафиз аль-Бусыри сказали, что все передатчики хадиса заслуживают доверие, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 5/320, “аль-Итхаф” 7/445, «Сахих аль-джами’» 7978.

Эти аяты и хадис указывают на то, что грехи препятствуют уделу. А имам Ибн аль-Къайим, сказав: “У грехов есть множество скверных последствий, наносящих вред сердцу, телу, мирским делам и миру вечному, о чём в полной мере не знает никто, кроме Аллаха”, затем стал перечислять следующие последствия ослушания и грехов:
1. Они препятствуют приобретению знания.
2. Препятствуют уделу.
3. Отдаляют раба от Всевышнего Аллаха.
4. Становятся преградой между грешником и людьми.
5. Становятся причиной усложнения мирских дел.
6. Покрывают сердце грешника тьмой.
7. Ослабляют как сердце раба, так и его тело.
8. Становятся причиной, мешающей повиноваться Аллаху.
9. Уменьшают срок жизни, что выражается в лишении её в благодати”
. См. “ад-Даъ уа-ддауаъ” 132-137, сокращённо.

Если же, несмотря на грехи и ослушания раба, Аллаха одаряет его мирскими благами, то не следует торопиться с выводами, ибо это может быть всего-навсего ловушкой для этого человека!
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах одарил раба тем, чего он возжелал в мирской жизни, несмотря на его грехи, то поистине, это является для него ловушкой (обольщением)!», – после чего он прочитал следующий аят: «А когда они забыли о том, что им напоминали, Мы открыли перед ними врата всех соблазнов. Когда же они радовались тому, что им было даровано, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние»(аль-Ан’ам 6: 44). Ахмад 4/145, ат-Табарани в “аль-Аусат” 9426. Достоверность хадиса подтвердили аль-‘Иракъи, ас-Суюты, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. “Тахридж аль-Ихья” 4/132, “Файдуль-Къадир” 629, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 414.

А Аллаху ведомо обо всём лучше!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Есть достоверный хадис об уменьшении удела из-за грехов?

Сообщение »

ДжазаакаЛлаху хъайран ахъи-хабиб!
Да вознаградит тебя Аллах наилучшим образом!
Аватар пользователя
Abu-Maryam
 
Сообщений: 131
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 06:02
Откуда: Кбр, Нальчик

Сообщение »

Уа джазак хабуб)
Амин, и тебя!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Узнать о достоверности хадиса и асара

cron