Хадис: "Каждое важное дело, не начатое с бисмиЛЛях"

Сообщение »

assalam aleykum wa rahmatuLLah

كل أمر ذي بال لا يبدأ فيه ببسم الله فهو أبتر

“каждое важное дело,которое не было начато с бисмиЛЛях, лишено блага*.”

* Рассказал аль Хафиз ибн Хаджар в "аль-фатх" (1/13) и ас-Суюти в "ад-Дурруль-мансур" (1/31-35),и он сказал о нём "хороший/хасан"

dajte pozhalujsta informaziju o dostovernosti hadisa. Nazval li shajh Albani, rahimahuLLah, slabim?
Аватар пользователя
ummfatima
 
Сообщений: 122
Зарегистрирован: 10 окт 2008, 12:28

Re:

Сообщение »

Уа алейки салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!

كل أمر ذي بال لم يبدأ فيه باسم الله فهو أبتر

«Любое важное дело, не начатое с именем Аллаха, будет неполноценным (досл. обрубленным-"абтар")».

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскъаляни, рахимахуЛлах, писал: "Я не видел этот хадис в таком виде". См. "Аль-Кафи аш-Шаф"/стр.7

Скорее всего Хафиз имел ввиду, что встречал его в другом виде с незначительными различиями, поскольку имеется его оценка другой версии этого хадиса.

كل أمر ذي بال لا يبدأ فيه ببسم الله الرحمن الرحيم أقطع

«Любое важное дело, не начатое с именем Аллаха Милостивого Милосердного, будет отрезанным (акъта')».

Ибн Хаджар писал: «В иснаде этого хадиса присутствует слабость, а также пропущены имена некоторых его передатчиков».
См. «Футухат ар-Раббанийя» 3/290.

Также он писал: «Иснад этого сообщения до Мубашшира является слабым». См. «Натаидж аль-Афкар» 3/281.

Имам ад-Даракъутни писал: «Этот хадис передавал только Къурра, передав его следующему передатчику от аз-Зухри - от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, допустив пропуск в иснаде. Къурра не был сильным передатчиком. Также подобный хадис передавал и Садакъа от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И он также не является достоверным, поскольку и Садакъа и Мухаммад ибн Са’ид были слабыми рассказчиками. Исходя из этого, правильным будет считать, что данный хадис относится к категории мурсаль». См. «Сунан ад-Даракутни», 1/502.

Мурсаль (досл. отпущенный) – один из видов слабого (да’иф) хадиса, причиной слабости которого является пропуск в иснаде. Более конкретно, иснад этого хадиса является непрерывным только до имени последователя (таби’ин), когда всех передатчиков до него, их биографии, а стало быть, и степень их надежности и памяти можно отследить, что же касается пропуска, то он заключается в следующем: последователь, в нашем случае Ибн Шихаб аз-Зухри, жил в эпоху после сподвижников (сахабов), поэтому он не мог встречаться с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы слышать его слова непосредственно от него, следовательно, между ним и пророком, да благословит его Аллах и приветствует, существует как минимум один передатчик, от кого он воспринял этот хадис, однако может быть и так, что перед ним существует даже два неизвестных передатчика. Именно по этой причине, данный вид хадиса является слабым, т.к. не соблюдено одно из условий достоверного (сахих) хадиса – непрерывность иснада.

Аз-Зайля’и писал: «Данный хадис передается в форме мурсаль от Къурры ибн Абдур-Рахмана ибн Хайуиля аль-Ма’афири, относительно которого среди мухаддисов высказывались разные мнения». См. «Тахридж аль-Кашшаф» 1/24.

Шейх аль-Альбани сказал: «Иснад этого хадиса очень слабый». См. «Ируа аль-Гъалиль» 1/29.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Сообщение »

عزاه السيوطي في الجامع الصغير للرهاوي " 4/147 ، وأخرجه الخطيب في الجامع 2 / 69 . وقد أخرج الحديث بطرق كثيرة وألفاظ متعددة قد سئل شيخنا العلامة محمد العثيمين ـ حفظه الله ورعاه ـ عن هذا الحديث فقال : هذا الحديث أختلف فيه العلماء في صحته فمن أهل من صححه وأعتمده كالنووي ومنهم من ضعفه . ولكن تلقي العلماء هذا الحديث بالقبول ووضعهم ذلك الحديث في كتبهم يدل على أن له أصلاً .... انتهى " من كتاب (العلم ) لفضيلة شيخنا ـ يسر الله نشره ـ .

Перевод:
Ас-Суйуты в "Аль-Джами' ас-Сагъыр", 4/147 отнес передачу этого хадиса к Ар-Рахауи, Аль-Хъатыб привел его в "Аль-Джами' ", 2/69. Данный хадис приводится в различных версиях и через многие пути передач. Однажды нашего шейха 'алляму Мухаммада аль-Усаймина, да сохранит Аллах его жизнь и дарует ему Свое покровительство, спросили о нем и он ответил: "Относительно достоверности этого хадиса ученые разошлись во мнении. Были те, кто сочли его достоверным, считая, что на него можно опираться (как довод), как например Ан-Науауи, также были и те, кто считали его слабым. Однако ученые приняли этот хадис и сам факт того, что они поместили его в своих книгах указывает на то, что хадис имеет основу..."
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Сообщение »

Салам алейкум.
Хотел бы добавить небольшую информацию по поводу этого хадиса.
Однако помимо хафиза Ибн Хаджара и имама с-Суюты, этот хадис считали хорошим и многие другие имамы, например, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, имам Ибн Дакыкъ аль-Ид. И вероятно эти имамы считали так, поскольку усиливали его достоверность в связи с наличием некоторых других версий, тем более ведь начинание дел или письма с "бисми-Ллях" или восхваления Аллаха имеет основу в Коране и Сунне.
Шейх Ибн Баз говорил: "Этот хадис передается двумя путями или больше, от Ибн Хиббана и других. Некоторые ученые посчитали этот хадис слабым, однако правильнее то, что этот хадис хороший, в силу существования других (хасан ли-гъайрихи)". См. "Фатауа Ибн Баз" 25/135.
Что касается подтверждения правомочности упоминания бисми-Ллях перед каким-либо делом, то их много. Например, Всевышний Аллах открыл Свою Книгу со слов "Бисми-Лляхи Ррамани Ррахим".
И пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда отправлял письмо правителю Ираклию начинал его с басмали. А хутбы пятничные он открывал с восхваления Аллаха.
Также и пророк Сулейман (мир ему), отправляя письмо к царице Савской (Саба) начинал с басмали: «Она (царица) сказала: "О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно – от Сулеймана, и в нем сказано: "Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим"» (ан-Намль 27: 29-30).
Также поступали и сподвижники. Абдуллах ибн Динар рассказывал, что когда Ибн Умар давал присягу халифу Абдуль-Малику ибн Маруану, он начал письмо с "Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим". аль-Бухари в "аль-Абад аль-муфрад" 1119. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Сообщается, что также Ибн Умар начал свое письмо, когда писал его Му'ауии.
Также сообщается, что когда Зайд ибн Сабит писал Му'ауии письмо, он тоже начал с "Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим". аль-Бухари в "аль-Адаб аль-муфрад" 1122. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
В известной книге "Маусу'атуль-фикъхия" 8/92 говорится: "Сошлись большинство факъихов на том, что поминание Аллаха является законным перед любым делом, будь это поклонение или нет".
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

قَالَ الشَّيْخُ مُحَمَّدٌ سَعِيدٌ رَسْلَانُ ـ حَفِظَهُ اللهُ ـ:


Сказал шейх Мухаммад Са’ид Раслян (да хранит его Аллах):

«وَهَذَا حَدِيثُ ضَعِيفٌ جِدًّا رَوَاهُ الْخَطِيبُ فِي «الْجَامِعِ» وَالسُّبْكِيُّ فِي «طَبَقَاتِ الشَّافِعِيَّةِ» مِنْ طَرِيقِ أَحْمَدِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عِمْرَانَ قَالَ: حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ ابْنُ صَالِحٍ الْبَصْرِيُّ قَالَ: حَدَّثَنَا عُبَيْدُ بْنُ عَبْدِ الْوَاحِدِ بْنِ شَرِيكٍ قَالَ: حَدَّثَنَا يَعْقُوبُ بْنُ كَعْبٍ الْأَنْطَاكِيُّ قَالَ: حَدَّثَنَا مُبَشِّرُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ عَنِ الأَوْزَاعِيِّ عَنِ الزُّهْرِيِّ عَنْ أَبِي سَلَمَةَ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ـ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ـ عَنْ رَسُولِ اللهِ ـ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ـ.
وَفِي سَنَدِهِ أَحْمَدُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ عِمْرَانَ ضَعَّفَهُ الْخَطِيبُ فِي «تَارِيخِهِ»، وَقَالَ ابْنُ عَرَّاقٍ فِي «تَنْزِيهِ الشَّرِيعَةِ»: «شِيعِيٌّ اتَّهَمَهُ ابْنُ الْجَوْزِيِّ بِالْوَضْعِ».
وَفِيهِ مُحَمَّدُ بْنُ صَالِحٍ الْبَصْرِيُّ، قَالَ الْحَافِظُ في «لِسَانِهِ»: «فَمَا عَلِمْتُ حَالَهُ».
وَقَالَ الشَّيْخُ الْأَلْبَانِيُّ ـ رَحِمَهُ اللهُ تَعَالَى ـ: «الْحَدِيثُ ضَعِيفٌ جِدًّا».
وَلِلْحَدِيثِ طُرُقٌ أُخْرَى، وَلَكِنَّهَا لَا تَرْقَى بِمَجْمُوعِهَا إِلَى دَرَجَةِ الْحُسْنِ.
وَالْحَدِيثُ ضَعَّفَهُ الْحَافِظُ ابْنُ حَجَرٍ ـ رَحِمَهُ اللهُ ـ عَلَى مَا نَقَلَهُ فِي «الْفُتُوحَاتِ الرَّبَّانِيَّةِ».
فَلَا تَغْتَرَّ بِذِكْرِ مَنْ ذَكَرَهُ فِي مُصَنَّفِهِ وَجَعَلَهُ بَيْنَ يَدَي تَصْنِيفِهِ فَالْحَدِيثُ ضَعِيفٌ جِدًّا». اِنْتَهَى كَلَامُ الشَّيْخِ رَسْلَان ـ حَفِظَهُ اللهُ ـ.


“Этот хадис является очень слабым. Его привел имам аль-Хатыб аль-Багдадий в сво-ей книге «аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи уа адаб ас-сами’» (2/69), а также Таджуддин ас-Субкий в своей книге «Табакъат аш-Шафи’ийа» (1/12). Оба они привели этот хадис от передатчика Ахмада ибн Мухаммада ибн ‘Имрана. Он сказал: «Сообщил нам Мухаммад ибн Салих аль-Басрий, он сказал: Сообщил нам ‘Убайд ибн ‘Абдуль-Уахид ибн Шарик, он сказал: Сообщил нам Я’куб ибн К’аб аль-Антакий, он сказал: Сообщил нам Муба-щщир ибн Исма’иль, который передал от аз-Зухри, а аз-Зухри передал от аль-Ауза’и, а аль-Ауза’и передал от Абу Саляма, а Абу Саляма передал от Абу Хурайры (Да будет дово-лен им Аллах), а Абу Хурайра передал от Посланника Аллаха (да благословит и убережет его Аллах), что он сказал: «Каждое благое важное дело, которое не начинается со слов «Бисмиллях», будет лишено блага («барака») и будет неполноценным».
В цепочке передатчиков этого хадиса есть Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Имран. Имам аль-Хатыб аль-Багдадий считал его слабым, как это упомянуто в его книге «Тарих Баг-дад». Сказал Ибн ‘Арракъ в книге «Танзих аш-Шари’а»: «Он является шиитом. Ибн аль-Джаузий обвинил его во лжи на пророка (СалляЛлаху ‘аляхи уа саллям)».
Также, в цепочке передатчиков этого хадиса есть Мухаммад ибн Салих аль-Басрий. Сказал хафиз (т.е. великий ученый-знаток в области хадисов) Ибн Хаджар аль-‘Аскаляний (Да смило-стивится над ним Аллах) в своей книге «Лисан аль-Мизан»: «Я не узнал его положение» (т.е. не узнал о нем ничего, так как его биография просто отсутствует в книгах по биографиям передатчиков хадисов).
Сказал шейх аль-Альбаний (Да смилостивится над ним Аллах): «Этот хадис является очень слабым».
У этого хадиса есть также другие пути передачи (т.е. этот хадис с похожими словами передают другие передатчики, но они также являются слабыми), однако все эти пути не воз-водят хадис до степени «хасан» (хорошего) (т.к. так как слабость в цепочки передатчиков этого хадиса является очень сильной).
Также, это хадис назвал слабым хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскаляний (Да смилости-вится над ним Аллах), как это процитировано с его слов в книге «аль-Футухат ар-Раббанийа».
Поэтому не обманывайся этим хадисом, когда авторы предваряют им свои труды. Это хадис является очень слабым»”.
Abu Abdullah Russi
 
Сообщений: 10
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 17:49

Сообщение »

Барака-Ллаху фик ахы, уа задака-Ллаху хирсан!
Но хотел бы брат мой кое что дополнить для общей пользы с брошюры доктора ‘Абдуль-Гъафура аль-Балюши под названием "Тафсыль аль-макъаль 'аля хадис куллю амрин зи баль", которую также опубликовали около 20 лет назад в «Маджалля аль-бухус аль-ильмия уаль-ифта» № 39, которую возглавлял в то время шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах), чтобы читатель убедился, на каком основании шейх Ибн Баз сказал: "Некоторые ученые посчитали этот хадис слабым, однако правильнее то, что этот хадис хороший, в силу существования других". См. "Фатауа Ибн Баз" 25/135.
И шейх Ибн ‘Усаймин в «Китаб аль-‘ильм» говорил: “Ученые приняли этот хадис и поместили его в своих книгах, что указывает на то, что хадис имеет основу”.

Abu Abdullah Russi писал(а):У этого хадиса есть также другие пути передачи (т.е. этот хадис с похожими словами передают другие передатчики, но они также являются слабыми), однако все эти пути не возводят хадис до степени «хасан» (хорошего) (т.к. так как слабость в цепочки передатчиков этого хадиса является очень сильной).

Если одна или две версии этого хадиса и являются очень слабыми, то это ведь не значит, что все версии этого хадиса являются таковыми, чтобы они не могли никак усиливать друг друга.
Взять хотя бы версию этого хадиса имама Ахмада:
«Рассказал нам Яхья ибн Адам: Рассказал нам Ибн аль-Мубарак со слов аль-Ауза‘и, от Къурры ибн ‘Абдур-Рахмана, от аз-Зухри, от Абу Салямы, от Абу Хурайры, сказавшем: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любые слова и дела, которые не открываются поминанием Всевышнего Аллаха (зикр), являются неполноценными». Ахмад 2/359.
Как видишь брат, в этом иснаде нет ни передатчика Ахмада ибн Мухаммада ибн ‘Имрана, ни Мухаммада ибн Салиха аль-Басри.
Все передатчики этой версии Ахмада являются надежными, кроме Къурры ибн Абдур-Рахмана, относительно которого было разногласие. Хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: "Он правдивый, однако передавал отвергаемые хадисы". См. "ат-Такъриб" 282.
Однако его надежным считали Ибн Хиббан и аль-Хаким, а Муслим приводил от него в Сахихе в качестве усиливающего свидетельства. Ибн ‘Ади сказал: “Я не видел у него отвергаемого очень хадиса, и надеюсь, что в нем нет проблем”. Сказал аль-‘Иджли о нем: “Его хадисы записываются”. Ибн Шахин сказал: “Курра ибн Абдуррахман, о нем Яхья сказал: «Нет в нем для меня проблем»”. См. “Тарих асма ас-сикъат” 192.
А имам аз-Захаби поместил его в свою книгу о тех, кому незаслуженно делали джарх. См. “Ман тукуллима фих уа хууа мууассакъ ау салих аль-хадис” № 289.
Более того, в отношении того, что Курра непосредственно передает от аз-Зухри, некоторые имамы говорили, что это является однозначно достоверным. Язид ибн ас-Самт говорил: “Самый знающий из людей относительно аз-Зухри – это Къурра ибн ‘Абдур-Рахман!” Также сказал и имам аль-Ауза’и о Къурре: “Нет ни одного, кто был бы более знающим про аз-Зухри, чем Къурра ибн Абдур-Рахман”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 7/177.
Однако Ибн Хиббан сказал: “То, что сказал Язид ибн ас-Самт ничто, чтобы на основании этого делать однозначные заключения. Каким образом Къурра может быть самым знающим о аз-Зухри, если все что он передает от него, не будет достигать 60 хадисов?! Напротив, самые знающие люди про аз-Зухри – это Малик, Ма‘мар, аз-Забиди, Юнус, ‘Укъайль и Ибн ‘Уяйна. Эти шестеро являются людьми точности и надежности, в сравнении с которыми оцениваются хадисы аз-Зухри, если сторонники его начинали расходиться”. См. “ас-Сикъат” 7/342.
Упомянутые слова Ибн Хиббана не говорят о том, что передаваемое Къуррой от аз-Зухри является недостоверным, однако его возмущение о том, что передаваемое им от него самое достоверное! По этому имам ас-Субки согласился с тем, что говорит Ибн Хиббан, что эти шестеро сильнее в передачи от аз-Зухри, однако сказал: “Но это также не однозначно, поскольку может быть так, что у Курры есть индивидуальность в отношении аз-Зухри, и слова аль-Ауза‘и – имама Шама, подтверждают слова Язида ибн ас-Самт (что самый знающий из людей относительно аз-Зухри – это Къурра). И я не отстаиваю мнение, что он сильнее них в отношении аз-Зухри, но я говорю, что Курра знающий в отношении передачи аз-Зухри, которого не обвиняли в приписывании ему чего-то”. См. “Табакъат аш-шафи’ия” 1/10.
Кстати, именно в такой передачи в иснаде: "аль-Ауза‘и от Курры и Курра от аз-Зухри" шейх аль-Альбани подтвердил достоверность известного хадиса: «Из числа проявления человеком хорошего Ислама – это его отказ от того, что его не касается» ат-Тирмизи 2317, Ибн Маджах 3976, несмотря на известное разногласие относительно достоверности этого хадиса.
Таким образом, обсуждаемый хадис является хорошим (хасан) ин ша-Аллах сам по себе и именно в отношении этой версии множество ранних имамов и говорили, что этот хадис достоверный.
Кстати аль-Катани говорил: “Вместе с тем, Курра не уединился в передачи этого хадиса. Поистине, ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» привел его также от Махмуда ибн Халида, передавшего от аль-Уалида со слов Са‘ида ибн Абдуль-Азиза, передавшего от аз-Зухри. Поэтому Са‘ид ибн Абдуль-Азиз также привел этот хадис с непрерывным иснадом, а Са‘ид – имам, надежный!” См. “аль-Акъауиль” 23.
А имам ас-Субки на слова тех, кто мог сказать, что передающие этот хадис в форме мурсаль от аз-Зухри сильнее, чем Курра, так почему же не взять их версию? – ответил: “Если бы между непрерывной версией и версией мурсаль было бы противоречие (в смысле хадиса), то я отдал бы предпочтение им перед Къуррой. Однако нет между этими хадисами противоречия, и если хадис передается с непрерывным иснадом и прерванным, то отдается предпочтение непрерывному”. См. “Табакъат аш-шафи’ия” 1/19.
Но даже если согласиться, что эта версия также слаба, что мешает ей усилиться другими подобными хадисами на данную тему? Конечно, не каждый слабый хадис из-за наличия других подобных ему слабых сообщений достигает степени достоверности. Среди них есть усиливающие друг друга, а есть так и остающиеся слабыми, как говорил хафиз Ибн ас-Салях. См. “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 36-37.
Однако для того, чтобы слабые хадисы усиливали друг друга необходимо, чтобы слабость хадисов заключалась в плохой памяти или ошибках передатчиков, но ни в коем случае не в лживости, нечестии или фальсификации ими хадисов. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.
А данный иснад Ахмада не содержит в себе ни одного такого передатчика!

Или возьмем еще одну версию этого хадиса - имама ат-Табарани:
«Рассказал нам Ахмад ибн аль-Му’алли ад-Димашкъи: Рассказал нам Абдуллах ибн Язид: Рассказал нам Садакъа ибн Абдуллах от Мухаммада ибн Уалида аз-Забиди, от аз-Зухри, от Абдуллаха ибн Ка’ба, передавшего со слов своего отца (Ка’ба ибн Малика), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждое дело, не начатое с восхваления Аллаха (аль-хамд) будет не полноценным». ат-Табарани в «аль-Кабир» 19/72.
Как видно брат, и в этой версии нет тех упомянутых шейхом Са'ид Расляном двух весьма слабых передатчиков. И все передатчики этого хадиса надежные, кроме Садакъи ибн Абдуллаха. Хафиз аль-Хайсами после этого хадиса сказал: “Этот хадис привел ат-Табарани и в нем передатчик по имени Садаъка ибн Абдуллах, которого посчитали слабым Ахмад, аль-Бухари, Муслим и др. И посчитали его надежным Абу Хатим и Дахим в одной из версий”. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/188.
Са‘ид ибн Абдуль-Азиз рассказывал: “Как-то пришел ко мне аль-Ауза‘и и спросил: “Кто тебе рассказал такой-то хадис?” Я ответил: “Тот, кого считаю надежным я и ты – Садакъа ибн Абдуллах”. См. “аль-Мизан” 2/311.
А имам Ибн Шахин привел слова упомянутых имамов о Садакъе в своей книге, посвященной передатчикам относительно которых было разногласие, и заключил: “Это разногласие относительно Садаъки ибн Абдуллахе ас-Самине обязывает остановиться. Ахмад и Яхья ибн Маин обозвали его слабым, а Ахмад ибн Салих его хвалил, как и Са‘ид ибн Абдуль-Азиз и аль-Ауза‘и, которые были двумя имамами Шама, которые являлись его спутниками и знали лучше его, а они сами для Ахмада и Яхьи два праведных имама. И он (Садакъа) к надежному передатчику ближе”. См. “аль-Мухталиф фихим” 1/107.
И даже если признать, что Садаъка на самом деле слабый, то он не такого уровня, чьи хадисы не могли бы усиливать другие! Ведь имамы, которые считали его слабым, делали причиной этого его память и его заблуждения в вопросах къадара, а не по причине его лжи, тадлиса, нечестии и т.п.

Поэтому брат мой, достоверность данного хадиса и подтвердили множество мухаддисов нашей уммы, и опирались на него имамы во все времена вплоть до наших дней.
Достоверность этого хадиса подтвердили:
Ибн Хиббан и Абу ‘Ауана. См. «‘Умдатуль-Къари» 1/13, «аль-Акъауиль» 523.
Ибн ас-Салях. См. «Тахридж ахадис аль-Ихья» 1/536.
Имам ан-Науауи, сказавший, что данный хадис передается в форме прерывного (мурсаль) иснада и соединенного (маусуль), и что хадис с непрерывным иснадом хороший. См. «аль-Азкар» 103, «Шарх Сахих Муслим» 13/185, «аль-Маджму’» 1/73.
Хафиз аль-‘Иракъи, как это передал ас-Сахауи и хафиз Ибн Хаджар, как это передал Ибн ‘Аджлян. См. «аль-Футухат ар-Рабания» 3/288.
Имам Бадруддин аль-‘Айни, назвавший этот хадис достоверным. См. «‘Умдатуль-Къари» 1/13.
Имам аль-‘Аджлюни. См. «Кашф аль-хафа» 2/119.
Имам ас-Суюты. См. «Файдуль-Къадир» 5/13.
Имам ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи. См. «ат-Тайсир» 2/211.
Шейх Абу ат-Тайиб Мухаммад Шамсуль-Хаккъ. См. «ат-Та‘ликъ аль-мугъни ‘аля ас-Сунан ад-Даракъутни» 1/229.
А шейх Мухаммад аль-Катани в своем исследовании, посвященном обсуждаемому хадису, сказал: “Итог, если взять один хадис Куърры, то он сам является хорошим, не говоря уже о других версиях и свидетельствах этого хадиса”. См. “аль-Акъауиль” 23.

Советую брат мой приобрести эту рисалю доктора ‘Абдуль-Гъафура аль-Балюши "Тафсыль аль-макъаль 'аля хадис куллю амрин зи баль". Там 104 стр., а то, что я упомянул тут с его работы лишь мизерная часть. И там он весьма подробно поясняет и обосновывает, что данный хадис не имеет отношение к идтырабу из-за различных версий в матне, как упоминание в одном хадисе "басмаля", в другом "восхваление Аллаха", а в третьем "поминание Аллаха". Он привел слова ранних имамов о том, что идтыраб - это когда в матне противоречия, которые нельзя совместить, тогда как в этом случае нет противоречия, ибо все упомянутое имеет отношение к поминанию Аллаха!

А что касается правомочности начинать письмо или книгу и т.п. с бисмиллях, то даже если бы обсуждаемый хадис на самом деле однозначно был бы слабым, то на законность это указывают другие доводы:
Как приводились доводы выше, пророки начинали с басмаля свои письма. Пророк Сулейман (мир ему) в своем обращении к царице Савской: «Она сказала: "О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно – от Сулеймана, и в нем сказано: "Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим (ан-Намль 27: 29-30).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в своем обращении к Ираклию: «Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим.
От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума.
Мир тому, кто следует прямым путем»
. аль-Бухари 7.
Сподвижники, как Ибн ‘Умар давал присягу халифу Абдуль-Малику ибн Маруану, он начал письмо с "Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим". аль-Бухари в "аль-Абад аль-муфрад" 1119. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Сообщается, что также Ибн ‘Умар и Зайд ибн Сабит, начинавшие с "Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим". аль-Бухари в "аль-Адаб аль-муфрад" 1119, 1122.
Да и что говорить о пророках и сподвижниках, если сам Всевышний Аллах начал Свою Книгу с "Бисми-Лляхи Ррахмани Ррахим"!

Это то, чем я хотел поделиться с дозволения Аллаха.

Уа-Ллаху а'лям.

Уа барака-Ллаху фикум!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Узнать о достоверности хадиса и асара

cron