Хадис: "Ложь дозволена в трех случаях"

Сообщение »

Ассаламу алайкум ВарахьматуЛЛахи Вабаракатуху, Братья и Сестры..
Хотелось бы узнать подробнее, где, когда и в каких положениях можно говорить неправду, т.е. врать..
Вот такой хадийс я нашол, точнее 1 брат привел на одном из форумов в сети...
можно врат в трех местах по исламу:

1-на войне.
пророк с.а.с сказал,"война-ето хитрост(обман)

2-жене,когда она спрашивает любит ли ее муж)))

3-когда хотят помирит две стороны или хотят наладит ухудшенные отношения

все ети разрешены,ест хадис,расказанный одной из жен р.а пророка с.а.с,где она расказала,что пророк не разрешал врат,кроме-как в етих трех случаях.

БисмиЛЛях, помогите разобраться ради Аллаха с доказательствами.. инша Аллах будет Аджр..
БаракаЛЛаху фикум!
Аватар пользователя
Abu AbdurRohman
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 00:16
Откуда: http://grozny24.com

Сообщение »

Уа алейка ас-салям уарахмату-Ллахи уа баракатух.
Хадис, что написал тот брат достоверный, только вот такой конкретизации нет в нем:
жене,когда она спрашивает любит ли ее муж)))

В хадисе сказано обобщено, а не именно про вопрос: Любишь ли ты меня?
Хадис, о дозволенности лгать в трех упомянутых случаях, приводят аль-Бухари и Муслим со слов Умм Кульсум, которая сказала “И я не слышала, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди (т.е. лжи), если не считать трёх случаев”, - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу”. аль-Бухари 3/166, Муслима 6/28.
Также от Асмы бинт Язид сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ложь допустима только в трех случаях: между мужем и женой, для достижения довольства друг друга; во время войны; и ложь, с целью примирения людей». Ахмад 7/459, ат-Тирмизи 3/127. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Знайте братья, что всегда для начала лучше прибегать к хитростям и отговоркам, чтобы избежать лжи, поскольку это дозволено.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, отговорки в разговорах избавляют от необходимости лгать!» Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 322. Хафиз аль-‘Иракъи сказал, что иснад хадиса сильный.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не обрадовали бы меня красные верблюды взамен на отказ от отговорок в разговорах”.
Сообщается, что когда к Ибрахиму ан-Наха’и приходил кто-нибудь, к кому он не хотел выходить, он говорил своей рабыне: “Скажи ему: «Поищи его в мечети», - но не говори: «Его здесь нет», чтобы не солгать”.
Рассказывают, что когда к Хаммаду приходили люди, с которыми он не хотел засиживаться, он прикладывал руку к щеке и говорил: “Мой зуб! Мой зуб!” См. “Игъасату-лляхфан” 1/381.
Ибн аль-Къайим упоминал о трех видах хитрости:
1. Разрешенная хитрость, проявляющаяся в подчинении и приближении к Господу.
2. Разрешенная хитрость, за совершение или не совершение которой нет греха и упрека. Бывает ситуация когда лучше применить хитрость, а также когда от нее лучше отказаться, и поэтому следует исходить из ситуации.
3. Запрещенная хитрость. К этому виду относится попытка обмануть Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) увиливая от совершения обязанностей; отказываясь от того, что пришло в шариате и, разрешая то, что в нем запрещено; не признавая слова наших праведных предшественников, имамов и ученых мухаддисов. См. “Игъасату-ллихфан” 1/384.
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Сообщение »

Маленькое дополнение:

Ложь дозволена в трех случаях

A'mash писал(а):...

Умм Кульсум сказала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дозволил ложь только в трех случаях! Во время войны, для примирения людей, а также слова мужа жене и слова жены мужу”. Ахмад, 6/404. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 545.
Къады Ийяд сказал: “Нет разногласия в том, что в этих трех случаях дозволено лгать!”. См. “Икмаль аль-му’лим”, 8/77.
Ученые разошлись в том, что означает дозволенная ложь в этих трех ситуациях. Одни ученые сказали, что ложь есть ложь и, несмотря на ненавистный грех лжи, в данных случаях лгать дозволено. Другие же сказали, и среди них имам ат-Табари, что под ложью имеется в виду хитрость и отговорки, т.е. двусмысленные слова. См. “Шарх Сахих Муслим”, 16/157; “Фатхуль-Бари”, 6/119.
Но ученые первого мнения были не согласны со сторонниками второго мнения и сказали, что при необходимости хитрость и отговорки (таурия) и так дозволены, однако упомянутые хадисы явно указывают в пользу первого мнения. И кстати первому мнению, что речь идет о лжи, а не двусмысленных словах, отдал предпочтение и шейх аль-Альбани.
Что касается того, что именно за ложь дозволяется и в каких ситуациях между супругами, то речь идет, несомненно, о той лжи, к которой прибегают для того, чтобы уладить конфликт и ссору.
Например, муж говорит: «Если ты это сделаешь, то я тебя сильно побью», однако он и не собирается ее бить.
Или жена обижается, подозревает или даже это наущение, что муж любит больше другую жену, тогда нет проблем ей сказать красивые и ласковые слова, как: «Я никогда не видел красивей тебя», или: «Ты ведь знаешь, что я люблю тебя сильнее всех!».
А что касается того, а’узуби-Ллях, как некоторые жены подло поступают по отношению к мужьям или мужья к женам и лгут, чтобы избежать своих обязанностей, даже и не зная об этих хадисах и об этих условиях, то нет сомнения в том, что это относится к запретной лжи, которую Аллах ненавидит!
В хадисах идет речь о лжи для урегулирования семейных отношений, а не любая ложь мужу жене и жене мужу. Это подтверждается упомянутым хадисом: «ложь мужа для жены, чтобы сделать ее довольной».
Также на это значение указывает и другой хадис.
Однажды один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, есть ли на мне грех, если я солгу своей жене?”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах не любит ложь!”. Тот сказал: “О посланник Аллаха, я лишь хочу примирения, и сделать ее довольной”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на тебе греха». аль-Хумайди, 329. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным, но сказал что хадис мурсаль.
Для примера можно привести слова ученых, какие виды лжи можно использовать между супругами.
Удивительные и полезные примеры лжи между супругами приводил шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах).
В фатауа «Нурун аля ад-дарб» и «Маджму'у фатауа уа макъалят» он говорил: “Поистине, между мужем и женой бывают проблемы и споры в вопросах одежды, еды, навещении родных и т.п. Так пусть муж говорит: «Я скоро сделаю так и так и куплю то и то» из того, что сделает жену довольной и разрешит спор. И она также пусть говорит во время ссоры: «Я сделаю так и так, я не выйду больше без твоего разрешения», хоть она и знает что сделает не так, однако говорит это чтобы сделать его довольным и разредить спор. Это все для пользы, и если ложь в таких ситуациях не приносит вред никому другому, то нет в этом проблем”.
Он также сказал: “Например, можно солгать жене в той пользе, что связано с ней или ее семьей, или же она скажет что-то для пользы относительно него и его семьи, в этом благо, нет в этом проблем. Например слова: «Семья твоя тебя любит, очень уважает за твой нрав, характер и т.п.»”.
Обратите внимание, субхана-Ллах, шейх, да смилуется над ним Всевышний Аллах и дарует Рай, приводит пример того, как можно солгать, чтобы уладить споры и ссоры в семье, а в наши дни некоторые братья умудряются сказать в лицо своим женам: «Моя мать тебя ненавидит и сожалеет что я на тебе женился» и т.д. Крутой не так ли, сказал правду в лицо! Тогда как его, вероятно, и не просили об этом, а если и просили сказать отношение его матери к жене, то можно было и даже нужно было солгать и сказать, что она о ней хорошо отзывается и что всегда мечтала о такой снохе!
А’узуби-Ллях, да сделает нас Всевышний мудрыми и знающими шариат Всевышнего и применяющими его на практике, а не сделает нас лишь из числа слушающих и читающих, а затем удивляющихся и все!
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Дозволено ли лгать жене, которая является расточительной, сказав: “Нет у меня ничего из денег”, чтобы сохранить от пустой траты деньги? Но при этом я ее права и права детей не ущемляю (в расходовании ни них)».
Шейх ответил: “Ложь разрешена в трех случаях. Да, дозволено солгать жене для пользы. Также и жене дозволено солгать для пользы, чтобы сохранить семью”. См. “Фатауа аль-Фаузан”, № 2606.
Таким образом, хочу подытожить. Если шариат запретивший так строго ложь, дозволил ложь для примирения двух чужих тебе людей, то ясно же, что солгать для улаживания конфликта в твоей собственной семье важнее тем более!
Однако, опять же напомнить хотел, что эта ложь между супругами только для взаимного довольства, разрежения остановки и укрепления любви.
Имам ан-Науауи передал: “Что касается лжи жене или мужу, то речь идет о сообщении о любви и обещаний и т.п. А что касается лжи и хитрости для запрещения ее прав или его прав, или же для присвоения не принадлежащего ему или ей, то это харам по единогласному мнению!”. См. “Шарх Сахих Муслим”, 15/158. ИСТОЧНИК


Подробнее о дозволенной хитрости, отговорках и двусмысленных словах - тут.

джазакуму-Ллаху хайран.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari


Вернуться в Узнать о достоверности хадиса и асара

cron