Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

В "Булуг аль-Марам" на странице 472 приведены два хадиса:
Ибн Баттал передал со слов Муджахида, что однажды он вместе с Урвой ибн аз-Зубейром пришёл в мечеть. Ибн Умар сидел возле комнаты Аиши, а люди в мечети совершали утренний намаз(салят ад-духа). Мы спросили его об этом, и он ответил: Новшество. Он также сказал: Хорошее новшество. Похожий хадис передал ибн Абу Шейба, а ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной.
Абд ар-Раззак передал со слов Салима ибн Абдуллаха, что его отец ибн Умар сказал: Никто не совершал утренниц намаз(ад-духа), пока не был убит Усман. Но люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз. Цепочка рассказчиков сообщения достоверна.

Вопрос: Как правильно понимать эти два хадиса, в особенности фразу "хорошее новшество" и "люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз."?
Аватар пользователя
Sulayman Abu Salih
 
Сообщений: 459
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Сообщение »

В "Булюгъуль-марам" хафиза Ибн Хаджара я не нашел брат таких хадисов. Вероятно если бы они там и были, то в главе о добровольных намазах, когда Ибн Хаджар упоминал хадисы о молитве Духа.
Вот какие хадисы об этой молитве он там приводит:
‘Аиша рассказывала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа в четыре рак‘ата и добавлял к ним столько, сколько было угодно Аллаху". Муслим 719.
Когда у ‘Аишы спросили: "Совершал ли посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молитву Духа?" Она ответила: "Нет, только если он возвращался из поездки". Муслим 717.
Также ‘Аиша говорила: "Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа, но я совершаю ее". Муслим 718.
Зайд ибн Аркъам рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва кающихся совершается тогда, когда молодые верблюжата палятся под знойным солнцем». ат-Тирмизи.
Этот хадис также приводит имам Муслим 748.

Передается от Анаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто совершит молитву Духа в двенадцать рак‘атов, Аллах возведет дворец в Раю». Этот хадис привел ат-Тирмизи, и он же назвал его малоизвестным.
Этот хадис назвал слабым также и сам Ибн Хаджар в своей книге "ат-Тальхыс" 2/21.
‘Аиша рассказывала: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошел в мой дом и совершил восемь рак‘атов дополнительного утреннего намаза". Ибн Хиббан 2531.
Этот хадис также слабый, ибо его иснад прерывается.

Это все, что привел хафиз Ибн Хаджар о молитве Духа в "Булюгъуль-марам" брат.
Но может быть эти сообщения от сподвижников ты читал к книге Булюгъуль-марам, что перевел брат Кулиев Эльмир? Если да, то посмотри ссылку где именно эти сообщения приводятся, поскольку Эльмир перевел не просто хадисы этой книги, но также и некоторые комментарии к ней с различных известных трудов.

Но как бы то ни было брат, слова "хорошее нововведение" в данном случае следует понимать также, как и слова Умара, сказавшего о совместном совершении молитвы Тарауих: "Хорошее нововведение!"
В данном случае слово нововведение (бид'а) упоминается в языковом значении, поскольку это никак не могло быть религиозным нововведением, поскольку совершение молитвы Тарауих в ночи Рамадана достоверно передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), и более того, так же достоверно передается от него, что он совершал Тарауих со своими сподвижниками в некоторые ночи Рамадана. Однако в последствии, опасаясь того, что это станет обязательным для общины мусульман, пророк (мир ему и благословение Аллаха) перестал совершать ее с людьми. Когда же он умер, уже не было опасения того, что эта молитва станет обязательной, ибо откровения от Аллаха были прекращены и по этой причине Умар собрал людей за одним имамом.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Умар не установил ничего, кроме того, что установил сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) из того, что он любил и чем был доволен, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не порицал этого кроме как из опасения, что ночная молитва станет обязательной для его уммы, а он был по отношению к верующим мягким и милосердным. И ‘Умар, зная все это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), и зная, что обязанности не могут быть ни увеличены, ни уменьшены после его смерти, оживил этот поступок и повелел людям совершать это!” См. “Ишракъ аль-масабих” 1/168.
И нет в этих словах никакого указания на выдуманное понятие, как "хорошее нововведение и плохое"! Как и кто может определить границы хорошего нововведения и плохого?! Как можно заявлять о таком, тогда как пророк (мир ему и благословение Аллаха) недвусмысленно сказал: «Любое нововведение – это заблуждение». Муслим 2/135.
А Ибн ‘Умар, словно предвидев подобное заявление некоторых из числа поздних поколений, говорил: "Любое нововведение – это заблуждение, даже если люди считают его хорошим!" ад-Дарими 1/39. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

А что касается самой молитвы Духа, то это отдельная тема, но вкратце можно сказать, что ее совершение является Сунной и весьма желательным действием, а некоторые хадисы о ее нежелательности и т.д. упоминались по той причине, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ее не совершал постоянно. Кстати некоторые имамы говорили, что это молитву лучше не совершать постоянно, следуя примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Однако это мнение слабое, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) мог не совершать ее постоянно из-за опасения перед тем, чтобы Аллах не вменил в обязанность ее совершение. Но зато в других хадисах упоминается о том, что эту молитву желательно совершать каждый день. Среди этих хадисов:
Абу Хурайра рассказывал: "Мой любимы друг (пророк) завещал мне три вещи: "Поститься три дня каждый месяц; совершения двух рак'атов молитвы Духа; и совершение молитвы Уитр перед сном". аль-Бухари 1981.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах говорит: “О сын Адама! Не поленись совершить четыре рак’ата в начале дня, чтобы Я сделал это достаточным для тебя до конца этого дня!”» Абу Дауд 1289, ат-Тирмизи 475. Имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Никто не будет совершать неуклонно молитву Духа, кроме кающегося, и поистине она молитва кающихся!» Ибн Хузайма 2/228, аль-Хаким 1/314. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1994.
Таким образом, эти и многие другие хадисы указывают на желательность совершения молитвы Духа хоть каждый день, и за ее совершение полагается великая награда!
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

Ас-саламу алайкум.
Да, брат, ты прав это хадисы не из "Булюг аль-марам" ибн Хаджара непосредственно, а из комментариев переведённых Эльмиром Кулиевым. Ща под рукой её нету, но в книге "Намаз. Похороны"(тома 2 и 3) в разделе "Добровольные молитвы" на странице 472 ты можешь их найти именно в том виде в каком я их привёл. Насколько помню в конце комментария была ссылка на книгу ибн аль-Каййима "Зад аль-маад".
Меня эти два хадиса интересуют по причине использования в них выражения "хорошее нововведение" на случай, если приверженцы нововведений будут приводить их в качестве далиля.
Если комментировать слова ибн Умара так же как и слова Умара, то мне все равно не понятны его слова: "Никто не совершал утренниц намаз(ад-духа), пока не был убит Усман. Но люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз." Из этого следует, что по мнению ибн Умара люди придумали этот намаз и более того он этим доволен. Как-то тут не стыкуется с языковым определением слова "бид'а". Может я чё-то туплю... Поэтому нельзя ли узнать достоверность этих хадисов? Прошу помочь. ДжазакумуЛлаху хайран.
Аватар пользователя
Sulayman Abu Salih
 
Сообщений: 459
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

Sulayman писал(а):Ибн Баттал передал со слов Муджахида, что однажды он вместе с Урвой ибн аз-Зубейром пришёл в мечеть. Ибн Умар сидел возле комнаты Аиши, а люди в мечети совершали утренний намаз(салят ад-духа). Мы спросили его об этом, и он ответил: Новшество. Он также сказал: Хорошее новшество. Похожий хадис передал ибн Абу Шейба, а ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной.
Абд ар-Раззак передал со слов Салима ибн Абдуллаха, что его отец ибн Умар сказал: Никто не совершал утренниц намаз(ад-духа), пока не был убит Усман. Но люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз. Цепочка рассказчиков сообщения достоверна.

Перед этими сообщениями Эльмир Кулиев пишет: "Некоторые ученые даже считали такой намаз новшеством". И других комментариев к этим двум сообщениям не привел, однако, он привел четыре мнения относительно этой молитвы.
Аватар пользователя
ФАРУК
 
Сообщений: 2249
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 21:44
Откуда: http://hadis.info/

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

salam aleykum mojno li sovershat duha bolshe 8 rakatov qovorat u nee net konkretnoqo koli4estvva
abu yusuf
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 14 авг 2008, 14:42

Сообщение »

Sulayman писал:
Если комментировать слова ибн Умара так же как и слова Умара, то мне все равно не понятны его слова: "Никто не совершал утренний намаз(ад-духа), пока не был убит Усман. Но люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз." Из этого следует, что по мнению ибн Умара люди придумали этот намаз и более того он этим доволен. Как-то тут не стыкуется с языковым определением слова "бид'а". Может я чё-то туплю... Поэтому нельзя ли узнать достоверность этих хадисов? Прошу помочь. ДжазакумуЛлаху хайран.

Эти слова Ибн 'Умара брат указывают на то, что он сам не видел чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа, но вероятно он часто слышал об этом намазе от других, но не был уверен точно в этом. Нечно подобное говорил хафиз Ибн Хаджар.

ФАРУК писал:
Перед этими сообщениями Эльмир Кулиев пишет: "Некоторые ученые даже считали такой намаз новшеством". И других комментариев к этим двум сообщениям не привел, однако, он привел четыре мнения относительно этой молитвы.

Шейх Ибн аль-Къайим приводил шесть мнений относительно молитвы Духа.

abu yusuf писал:
salam aleykum mojno li sovershat duha bolshe 8 rakatov qovorat u nee net konkretnoqo koli4estvva

Есть известное разногласие среди ученых. Те, кто опирался на то, что молитва Духа не имеет ограничений и ее можно совершать сколько угодно, приводили в качестве довода хадис 'Аиши: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Духа в четыре рак‘ата и добавлял к ним столько, сколько было угодно Аллаху". Муслим 719.
Другие ученые считали, что количество рак'атов этой молитвы 12, а те, кто считал этот хадис про 12 рак'атов слабым, считали что Духа 8 рак'атов, опираясь на хадис, что приводит имам аль-Бухари, что Умм Хани когда зашла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в день завоевания Мекки, он совершил 8 рак'атов молитвы Духа.
Братья, предлагаю все связанное с молитвой Духа обсуждать в теме "Намаз")
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

Ассаляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
А ад-Духа может быть нечётным кол-вом рака`атов?
БаракаЛлаху фикум.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. А есть ли указания на 2 ракаат молитвы Духа? Судя по хадисам минимальное число это 4 ракаата. И если совершать с 4 ракаата и более то совершать по 2 с таслимом или сразу 4 можно читать? баракаЛЛАХ фикум.
muslima_muslima
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 19:37

Сообщение »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Гадель ибн Ислям писал(а):А ад-Духа может быть нечётным кол-вом рака`атов?

Нет! Нечетная молитва из числа добровольных только Уитр, которая поэтому и получила такое название, так как "уитр" означает нечетное.

muslima_muslima писал(а):А есть ли указания на 2 ракаат молитвы Духа? Судя по хадисам минимальное число это 4 ракаата.

Конечно есть:
От Абу Зарра сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садакъа! Каждое прославление Аллаха (субхана-Ллах) есть садака. Каждое восхваление Аллаха (альхамду ли-Ллях) есть саадака. Каждое произнесение слов "ля иляха илля-Ллах" – садакъа. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) саадакъа. Побуждение к одобряемому – садакъа и удержание от порицаемого – садакъа. Но все это могут заменить собой два рака’ата дополнительной молитвы Духа!» Муслим 720.
Абу Хурайра рассказывал: “Завещал мне мой близкий друг (пророк) три вещи, которые я никогда не оставлю: Не ложиться спать, пока не совершу молитву Уитр. Не оставлять два рак'aта молитвы Духа, ибо она молитва кающихся. И соблюдать пост по три дня каждый месяц”. аль-Бухари 1187, Муслим 721, а также Ибн Хузайма 227 и эта версия его.
Тоже самое передается и от Абу д-Дарда.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

Молитва «ад-духа»

Составил Дамир Хайруддин


По Своей Милости Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду. Однако, к сожалению, мы зачастую их не совершаем в силу различных причин: недостаток имана, лень, нехватка времени, занятость, невежество и т. п. Поэтому при подготовке данного материала я, прежде всего, рассчитывал напомнить себе, а затем и своим единоверцам о необходимости каждый день запасаться такими делами, в которых мы больше всего будем нуждаться в тот День, когда «ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом». К числу таких дел относится добровольная утренняя молитва, которая по-арабски называется «ад-духа».

Содержание:

1. Определение слова «ад-духа»
2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия
3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»
4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”
5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”
6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»
7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками
8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение


1. Определение слова «ад-духа»

Слово «ад-духа» имеет несколько значений:
(1) первая половина дня до полудня, утро.
«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро» (сура «ан-Назиат», аят 46). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира).
(2) сияние солнца
«Клянусь солнцем и его утренним сиянием»(сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира).
(3) дневной свет, день.
«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: » т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «Т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).
Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.

2. Молитва «ад-духа» и ее другие названия


В Сунне эта молитва имеет ряд названий: утренняя молитва (салят ад-духа), молитва часто кающихся (салят аль-аввабин), молитва начала дня (салят ад-дахва), молитва восхода солнца (салят аль-ишрак), утреннее славословие (субха ад-духа). Хадисы, в которых упоминаются эти названия, будут приведены далее.

3. Время наступления и окончания молитвы «ад-духа»


Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня.
В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Современные ученые, да будет милостив к ним Аллах, определили длину копья (румх) и время наступления и окончания намаза «ад-духа» согласно привычному нам исчислению. В частности, шейха аль-Албани спросили о длине копья, упоминаемого в хадисе, и он ответил: «Высота копья составляет два метра согласно нынешней системе измерения длины» («аль-Мавсуа аль-Фикхийа» Хусейн аль-Увейша). Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Время этой молитвы наступает после того, как солнце поднялось над горизонтом на высоту копья, когда это видно воочию, и заканчивается незадолго до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя двадцать минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня. Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).
На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис: «Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).

4. Шариатское законоположение о молитве “ад-духа”

Молитва “ад-духа” является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада). Имам Муслим назвал одну из глав в своем сборнике хадисов “ас-Сахих” так: “Глава о желательности совершения молитвы “ад-духа”.

5. Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

Как следует из хадисов, наименьшее количество ракаатов молитвы “ад-духа” — два. Что же касается наибольшего количества ракаатов этой молитвы, то мусульманские ученые разошлись во мнениях.

Одна группа ученых опиралась на хадис о действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, в которых максимальное количество ракаатов молитвы “ад-духа” составляет восемь. В частности, об этом сообщается в хадисе, который передал Абдуррахман ибн Абу Лейла: “Никто мне не рассказывал о том, чтобы он видел, как пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа”, кроме Умм Хани, которая говорила, что в день завоевания Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел в ее дом и совершил восемь ракаатов” (аль-Бухари, Муслим).

Более подробно этот хадис приводится в “Сахихе” Муслима от Абдуллаха ибн аль-Хариса ибн Науфаля, который сказал: «[В своё время] я задавал вопросы [многим] людям, желая найти кого-нибудь, кто рассказал бы мне, как совершал молитву “ад-духа” посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, но никак не мог найти [такого человека]. Однако [я всё же сумел сделать это, и] Умм Хани бинт Абу Талиб сообщила мне, что, когда в день завоевания Мекки солнце поднялось уже достаточно высоко, посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, принесли [кусок] ткани, которую он использовал, чтобы укрыться [от чужих взоров], после чего совершил полное омовение. [Умм Хани сказала]: «Затем он приступил к молитве, состоявшей из восьми ракатов, и я не знаю, какой [из столпов его молитвы] занимал больше времени, ибо [продолжительность] его стояния была примерно равна [продолжительности] поясных и земных поклонов». [Она также] сказала: «И я не видела, чтобы он совершал [такую молитву] ни до, ни после этого»».

Вторая группа ученых опиралась на хадис, в котором передаются слова, а не действия пророка, мир ему и благословения Аллаха, о молитве “ад-духа”. Максимальное число ракаатов в этом хадисе составляет двенадцать. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершает два ракаата молитвы “ад-духа”, тот не будет записан среди пренебрегающих. Кто совершает четыре ракаата молитвы “ад-духа”, тот будет записан из числа поклоняющихся. Кто совершает шесть ракаатов молитвы “ад-духа”, они будут достаточны для него в течение этого дня. Кто совершает восемь ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах записывает его из числа покорных. Кто совершает двенадцать ракаатов молитвы “ад-духа”, Аллах построит ему дом в Раю” (ат-Табарани). Однако из-за наличия в иснаде этого хадиса одного передатчика, о котором мнения мухаддисов разошлись, этот хадис относится к числу слабых.

Третья группа ученых
считала, что нет ограничения на максимальное количество ракаатов “ад-духа”, опираясь на хадис, который передала Айша, да будет доволен ею Аллах: “Обычно посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, совершал молитву “ад-духа” в четыре [раката, но иногда] добавлял к ней столько ракатов, сколько было угодно Аллаху” (Муслим).

6. Достоверные хадисы о достоинстве совершения молитвы «ад-духа»

1. Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад, Абу Яъля).

2. Абу Дарда и Абу Зарр, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщили, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «О сын Адама! Не откладывай [из-за слабости и лени] совершение ради Меня четырех ракаатов в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (ат-Тирмизи, Ахмад).

3. Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).

4.Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда люди принялись обсуждать близость места, куда совершил поход этот отряд, богатую добычу, доставшуюся его воинам, и их быстрое возвращение домой. Услышав это, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «А не указать ли мне вам на место похода, которое еще ближе, на добычу, которая еще богаче, и на возвращение, которое занимает еще меньше времени? Тот, кто совершит ритуальное омовение (вуду), а затем отправится в мечеть для выполнения утренней молитвы славословия (субха ад-духа), его место похода будет еще ближе, ему достанется еще большая добыча, и он быстрее вернется обратно» (Ахмад, ат-Табарани).

5. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал: «(Однажды) посланник Аллах, мир ему и благословения Аллаха, отправил в боевой поход отряд, который захватил богатую военную добычу и быстро вернулся обратно. Тогда какой-то мужчина сказал: «О посланник Аллаха! Мы никогда раньше не видели, чтобы отряд столь быстро возвращался да еще и с такой богатой добычей! Кто же в этом отряде?!» Выслушав его, пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «А не сообщить ли мне вам о том, кто возвращается еще быстрее, чем они, и которому досталась еще большая добыча? Человек, который совершает ритуальное омовение наилучшим образом, а затем отправляется в мечеть, где он выполняет обязательную рассветную молитву, а вслед за ней — дополнительную утреннюю молитву, еще быстрее возвращается обратно и получает еще большую добычу» (Абу Яъля, аль-Баззар, Ибн Хиббан).

6. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк, мир ему и благословения Аллаха, завещал мне три вещи, и я не оставлю их до самой смерти: поститься по три дня каждый месяц, совершать два ракаата молитвы “ад-духа” и совершать молитву витр перед сном». (Аль-Бухари, Муслим).

7. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Каждый из вас должен отдать садаку за свои кости. Каждый тасбих (т.е. произнесение слов: “Субхана-Ллах”) – это садака, каждый тахмид (т.е. произнесение слов: “Аль-хамду ли-Ллях”) — это садака, каждый тахлиль (т.е. произнесение слов: “Ля иляха илля-Ллах”)- это садака, каждый такбир (т.е. произнесение слов: “ Аллаху Акбар”) — это садака, побуждение к одобряемому — это садака и удерживание от порицаемого — это садака. Заменить же все это может совершение двух ракаатов молитвы “ад-духа”». (Муслим).

8. Бурайда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “В человеке есть триста шестьдесят суставов, и за каждый из них он должен отдать садаку”. Люди спросили: “А кому же это по силам, о пророк Аллаха?!” Тогда он ответил: “Засыпать плевок в мечети (- это садака), убрать препятствие с дороги (- это садака). Но если ничего не нашлось, то два ракаата молитвы «ад-духа» заменят для тебя все это” (Абу Дауд, Ахмад и др.).

9. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто вышел из своего дома в состоянии ритуальной чистоты для совершения обязательной молитвы, того ждёт награда, подобная награде совершающего хадж и находящегося в ихраме. А кто вышел для совершения молитвы восхваления “ад-духа”, при чём только она заставила его выйти (из дома), того ждёт награда, подобная награде совершающего ‘умру. А кто совершает молитву за молитвой, не пустословя в промежутках между ними, его запись (благих дел будет) в верховьях седьмого неба” (Абу Дауд).

10. Анаc ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Кто совершит рассветный намаз вместе с группой мусульман (джамаа), а затем будет сидеть и поминать Аллаха, пока не взойдет солнце, после чего совершит два ракаата, того ждет награда как за хадж и за умру”. Далее Анас сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “…полностью, полностью, полностью”. (ат-Тирмизи).

11. Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда], когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат».

12. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Никто не будет неуклонно совершать молитву “ад-духа”, кроме часто кающегося”. И он также сказал: “Поистине, она — молитва часто кающихся!» (Ибн Хузайма, ат-Табарани, аль-Хаким).

7. Достоверные предания о совершении молитвы “ад-духа” сподвижниками

1. Масрук передал: “Мы читали Коран в мечети, и люди принимались читать Коран после стояния (в молитве) Ибн Масуда. Затем мы поднимались и совершали молитву “ад-духа”. Вести об этом дошли до Ибн Масуда, и он сказал: “Рабы Аллаха! Не возлагайте на рабов Аллаха то, что не возложил на них Аллах! Если уж вам необходимо совершить (эту молитву), то (выполняйте ее) в ваших домах!” (Ибн Абу Шейба).

2. Аль-Касим ибн Мухаммад передал, что Айша закрывала за собой двери, после чего совершала молитву “ад-духа”. (Ибн Абу Шейба).

3. Аль-Касим передал, что Айша совершала молитву “ад-духа” и выполняла ее долго (Мусаддад).

4. Зейд ибн Аслам передал, что Айша совершала восемь ракаатов, а затем говорила: “Даже если бы мои родители были воскрешены для меня, я бы не оставила эти (ракааты)” (Малик).

5. Ибн Абу Мулейка передал, что Ибн Аббаса спросили о молитве “ад-духа”, и он ответил: “Поистине, она (упомянута) в Писании Аллаха, и нет ничего, что могло бы ее заменить, после чего прочитал: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом” (сура “ан-Нур”, аят 36). (Ибн Абу Шейба).

6. Шуъба, вольноотпущенник Ибн Аббаса, передал, что Ибн Аббас спрашивал: “Тень уже падает (на землю)?”Если ему отвечали утвердительно, то он вставал и молился (Ибн Абу Шейба).

7. Аль-Харис ибн Науфаль передал, что Ибн Аббас не совершал молитву «ад-духа». Далее он сообщил: «Тогда я вошел к Умм Хани и сказал ей: «Расскажи ему то же, что ты рассказала мне!» Умм Хани ответила: «В день завоевания Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, зашел ко мне в дом. Он велел налить воду в таз и принести кускок ткани, которую он использовал, чтобы укрыться от меня, после чего совершил полное омовение. Затем он обрызгал угол дома и совершил восемь ракаатов «ад-духа». Его стояние в этих ракаатах, поясные поклоны, земные поклоны и сидение были примерно одинаковы по продолжительности и равны друг другу». Услышав этот хадис, Ибн Аббас вышел со словами: «Я ведь читал то, что меж двух обложек (т.е. Коран — прим. Д.Х.), а узнал о молитве «ад-духа» лишь сейчас: » …и они (горы) славословили вместе с ним (Даудом) после полудня и утром (ишрак)»(сура «Сад», аят 18). А я-то все спрашивал себя [,читая этот аят]: «Что такое ишрак?!» После этого Ибн Аббас стал говорить: «Это — молитва «аль-ишрак». (ат-Табари, Ибн Касир). Схожие предания от Ибн Аббаса приводятся в сборниках ат-Табарани, аль-Хакима и Исхака ибн Рахавейха.

8. Передается, что Ибн Умар сидел в мечети посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, пока не наступал день, и при этом он не молился. Затем он отправлялся на рынок по своим делам, а затем возвращался к своей семье. При чем он сначала заходил в мечеть, где совершал два ракаата, а уже затем шел домой (Ибн Саъд).

8. Коллективное совершение молитвы «ад-духа» в мечети — религиозное нововведение

Муджахид передал: «Я вошел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром в мечеть, где уже сидел Абдуллах ибн Умар, прислонившись к комнате Айши. В это время люди в мечети совершали молитву «ад-духа». Тогда мы спросили его об их молитве, и он ответил: «Религиозное нововвевение (бидъа)» (Муслим, Ахмад и др.). Имам ан-Навави в комментариях к «Сахиху Муслима» пишет: «Аль-Кади (Ийад -прим. Д.Х.) и другие ученые считали, что Ибн Умар имел в виду, что когда люди открыто совершают эту молитву в мечети и специально собираются ради нее, то именно это является религиозным нововведением, а не сама основа совершения молитвы «ад-духа».

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха!
Аватар пользователя
Hanif abu Yusuf
 
Сообщений: 135
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 03:41
Откуда: KCHR 09

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

ас саламу алейкум уа рахматулахи уа баракатуху братья и сестры ! 3. Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).
это хадис является достоверный? какие учёные подтвердили достоверность ?
psycho123
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 24 сен 2014, 21:11

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

psycho123 писал(а):Абу Мурра ат-Таифи, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Соверши ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я избавлю тебя [от бед] до его конца!» (Ахмад).

Если бы брат ты прочитал всю ветку, а в частности самые первые сообщения, то нашел бы хадис, о котором спрашивал вместе с именами ученых, подтвердивших его достоверность)
Вот же он:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах говорит: “О сын Адама! Не поленись совершить четыре рак’ата в начале дня, чтобы Я сделал это достаточным для тебя до конца этого дня!”» Абу Дауд 1289, ат-Тирмизи 475. Имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Правда этот хадис приводится со слов Абу Зарра - версия ат-Тирмизи, и Ну'айма ибн Хаммара - версия Ахмада и Абу Дауда. А от Абу Мурры ат-Таифи я не смог найти у Ахмада в Муснаде его. Но вроде бы от него такой хадис приводит Абу Ну'айм.
Аллаху а'лям.

Кстати, мне кажется лучше переводить этот хадис не: "Я избавлю тебя [от бед] до его конца", а: "Я сделаю это достаточным для тебя до конца этого дня!"
Ведь среди имамов было разногласие, что означают слова (أَكْفِكَ آخِرَهُ). Кто-то считал, что речь о том, что Аллах избавит от вреда и зла на этот день; кто-то считал, что Аллах избавит от совершения греховного в этот день по причине этой молитвы; а кто-то считал, что смысл хадиса охватывает еще большее, как это передал шейх Азым Абади. См. "Аунуль-Ма'буд" 4/118.
А ат-Тыби в шархе к этому хадису говорил, что смысл его: “Позаботься о поклонении Мне в начале дня, чтобы Я избавил твою заботу, решением твоих проблем”. См. “ат-Тухфа” 2/128.
Я к тому, что не следует ограничивать смысл такого хадиса чем-то одним, если его слова обобщенные. Это как хадис: «Тому, кто станет читать ночью два последних аята из суры “Корова”, этого будет достаточно». аль-Бухари 4008, Муслим 807.
Имам ан-Науауи сказал: “Было сказано, что этого будет достаточно, чтобы заменить ночную молитву (къияму-ллейль), или будет достаточно, чтобы в течение ночи служить человеку защитой от шайтана, или же достаточно для защиты от всего плохого. Эти слова могут содержать в себе все это”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/417.
Также и в этом хадисе может быть всеобъемлющий смыл, что за эти четыре ракаата в начале дня Всевышний Аллах защитит и от зла, и сделает их достаточными как усердие в поклонении, и решит проблемы, и защитит от греха, и т.п.
Аллаху а'лям.

Кстати, следует отметить, что имамы разногласили, о каких именно четырех рака'атах идет в хадисе речь)
Кто-то посчитал, что это молитва Духа, а кто-то посчитал, что это два рака'ата сунны утренней молитвы и два рака'ата фарда. И кстати это мнение выбирал шейхуль-Ислям, как это передал от него Ибн аль-Къайим. См. "Задуль-ма'ад" 1/348.
Но имам Абу Дауд, живший около 500 лет до шейхуль-Исляма привел этот хадис в главе о "молитве Духа".
Аллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

Понял брат, извини за невнимательность, джазакаЛЛаху хайран, баракалЛаху фик
psycho123
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 24 сен 2014, 21:11

Re: Хадисы о намазе ад-Духа

Сообщение »

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته


2349 – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того, кто совершит молитву ад-Духа в четыре (рак’ата) и четыре (рак’ата) перед первой (молитвой), построят дом в раю».

Шейх аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (5/461) сказал:
– Его передал ат-Табарани в «аль-Аусат» (1/59) от Сахля ибн ‘Усмана … со слов Абу Мусы (аль-Аш’ари), как восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Иснад этого хадиса хороший. hasan-1
______________________________________________

Шейх аль-Албани сказал: «Под первой молитвой, как мне видится, подразумевается полуденная молитва/зухр/».

http://hadis.info/as-silsilya-as-saxixa-xadis-2349/
Аватар пользователя
Ummu_Yahya
 
Сообщений: 185
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 17:30


Вернуться в Узнать о достоверности хадиса и асара

cron