Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

Шейха ибн Усеймина спросили:
"У моего отца магазин который продает электротовары, телевизоры и видео и некоторые музыкальные инструменты, а также золотые часы. Он попросил меня сидеть в магазине и продавать вещи, но я отказался. Расценивается ли это как непослушание моему отцу? Что мне следует делать?".

Он ответил:
"Это не является непослушанием, если вы отказались совершать харам. Но вам следует увещевать его и сказать, что это харам и что этот заработок харам. Если он последует этому, то это то, что вы хотите. Если же не последует, то грех на нем и вы получите награду за совет, потому что Аллах сказал (перевод смысла) пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Вести их прямым путем – не твоя обязанность». (2:272).
Если он говорит вам: "Сиди в магазине и продавай", то не продавайте то, что используется для харама, но продавайте то, что разрешено. Не продавайте магнитофоны и радио, видео и телевизоры, потому что в основном это используется для харама". См. "Ликаат аль-баб аль-мафтух", 1:192.

Сказано в Фатава аль-Ладжна аль-Даима (13,109): "Все что используется для харама, или если это является наиболее вероятным в этом случае, то запрещено производить, импортировать или распространять среди мусульман".

Вопрос: "В моем магазине продается косметика и инструменты для парикмахерских. Дозволено это или нет?"

Ответ: "Правило в отношении дозволенности этого зависит от деталей.
Если вы продаете это людям, которые, согласно вашим знаниям о них, будут использовать их для запрещенного украшения (табаррудж), то это не допустимо.
Если вы продаете им людям, которые, согласно вашим знаниям о них, будут использовать их для разрешенного украшения, то это дозволенно.
Если вы не знаете ничего о покупающем, то основной принцип в том, что это дозволено.
Нельзя продавать, если продавец знает, что покупающий будет использовать товар запрещенным образом, потому что это относится к разновидности помощи в грехе и ослушании. Но, если продавец знает, что женщина собирается украшаться перед мужем или он не знает ничего, то дозволенно ему продавать это
". См. Фатава аль-Ладжна аль-даима, 13/67.

Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: "Нельзя помогать кому-либо в ослушании Аллаха, даже если тот, кому помогают не считает это грехом, как например нельзя помогать неверующим в алкоголе и свинине". Фатава аль-Кубра, 6/282.

Шеихуль-Ислам Ибн Теймийя пишет: "Что же касается одежды которая по предположению приведет к ослушанию,то запрещается продажа и шитье их для тех, кто использует эту одежду для неповиновения и гнета". (Шарх "уль умда").

Шафиитский факих ибн Хаджар аль-Хайтами был спрошен о правиле продажи миска кяфирам, который собирается использовать его для своего идола, и был спрошен о продаже животного харби (не мусульманину, который ведет войну с мусульманами), которое будет убито неправильно для того чтобы использовать его в пищу.
Он ответил: "Запрещено продавать в обоих случаях. В любом случае, если продавец знает, что покупатель собирается использовать для грех, то харам продавать это. Использование парфюма для идола и убийство животных для еды без правильной процедуры закалывания – являются двумя большими грехами, так как правильным мнением является что правила шариат относятся к куффарам также как они относятся к мусульманам. Поэтому нельзя помогать кому-либо посредством продажи того, что поможет им в этом". Фатава аль-Фикхия аль-Кубра, 5/43.

Хафиз аль-Ираки сказал: «Правильным мнением, на котором большинство ученых, является то, что правила шариата также относятся и к неверным, и запрещен для них шелк, также как он запрещен для мусульман». Тарх аль-Тасриб, 3/227.

барака-Ллаху фикум!
уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

ДжазакумуЛлаху хайран,баракАллаху фикум.
Saif Al-Islam
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 ноя 2011, 11:01

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

Какова граница в этом вопросе?Например,много сестёр работают в отделах женской одежды или различных украшений.Но,в эти магазины заходят как покрытые мусульманки,так и не покрытые,а также кяфирки.Предположительно,джахильки и кяфирки будут покупать эти вещи для ношения на улице(а,вещи в этом отделе разные,как открытые,прозрачные,так и с длинными рукавами)и,если ты продаешь это им,это является содействием в грехе?Получается в таких местах работать нельзя?Так как в основном,большинство не покрытых,являются основными покупателями. И,еще вопрос.Если моя мама не одевает хиджаб,но нуждается в одежде и покраске волос.Если я дам ей деньги,на всё это,я помогаю ей в грехе?Как быть в такой ситуации?БаракАллаху фикум.
Знание прежде слов и дел.
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 13:38

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

ассаламу алайкум ва рахьматуЛлаhи ва баракатуh!Уважаемые братья,подскажите пожалуйста можно ли работать-грузчиком в магазине не мусусльманской одежды(обтягивающие джинсы,облегающие майки и.тд.)и на автозаправке-заправщиком и уборщиком территории(но там при заправке магазин с хамром).
Если можно,по-быстрей,а то я без работы)ДжазакумуЛлаху хайран.
Косым
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 20 авг 2012, 11:28
Откуда: Россия.Москва.

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

ас-Саляму 'алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух.

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал:

"Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании". Сура "Аль-Маида", 5:2.

Тафсир Ас-Саади (рахимаху-Ллах): "Аллах приказал Своим рабам помогать друг другу в благочестии и богобоязненности. Под благочестием подразумеваются все деяния, совершаемые душой и телом, касающиеся обязанностей человека перед Аллахом и перед людьми, которые Аллах любит и которыми Он доволен.
Под богобоязненностью подразумевается отказ от всех поступков, совершаемых душой или телом, которые ненавистны Аллаху или Его посланнику. Одним словом, мусульманин должен стремиться ко всем качествам, которыми Аллах приказал обладать, и должен избавляться от всех качеств, которых Аллах приказал избегать. Он должен выполнять эти предписания сам и помогать в этом своим верующим братьям, используя для этого любые слова, способны вдохновить их на благодеяния, и любые соответствующие деяния.

Наряду с этим Аллах запретил помогать друг другу в грехе и вражде. Под грехом здесь подразумевается ослушание, которое причиняет вред самому человеку, а под враждой – посягательство на жизнь, имущество или честь других людей. Это означает, что раб Божий обязан сам избегать всех грехов и несправедливых поступков и помогать другим поступать так.

Пусть же люди боятся Аллаха, поскольку Он сурово наказывает ослушников, нарушающих Его запреты. Пусть они остерегаются запрещенных поступков, дабы их не постигло возмездие как при жизни на земле, так и после смерти
".

Какова граница в этом вопросе? Например,много сестёр работают в отделах женской одежды или различных украшений.Но,в эти магазины заходят как покрытые мусульманки,так и не покрытые,а также кяфирки.Предположительно,джахильки и кяфирки будут покупать эти вещи для ношения на улице(а,вещи в этом отделе разные,как открытые,прозрачные,так и с длинными рукавами)и,если ты продаешь это им,это является содействием в грехе?Получается в таких местах работать нельзя?

Именно такова граница в этом вопросе, а именно, граница, установленная законом Аллаха.

А продажа запрещенной шариатом одежды, в виде коротких юбок, узких брюк и т.п. из того, что надевают сегодня женщины, являются харамом, приводящим к наряжению женщиной в запретное и искушению мужчин. И, так как, большинство женщин покупает эту одежду и выходит в них на люди, то продажа ее является содействием в грехе и вражде и приводит к распространению непристойности и порока среди людей.

Если известно, что покупатели будут использовать эти вещи, чтобы наряжаться дома и приукрашиваться для своего мужа, то нет проблем продавать такие вещи. Однако, сейчас, когда абсолютное большинство женщин, особенно в немусульманских странах или светских государствах совершает покупки таких вещей именно для того, чтобы ходить в этом на работу, праздники, дискотеки, улицу, парки и т.д., и такой вид продажи подпадает под действие аята о запрещенности помогать в грехе.

Ведь эти женщины совершают ослушание Всевышнего, который приказал покрывать тело, за исключением кистей рук и лица.
И покрывать так, чтобы не выделялись формы костей, как об этом передал Усама ибн Зейд, который рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды отдал ему рубашку из плотного полотна, которую ему подарил Дихья аль-Кальби. А он взял эту рубашку и подарил ее своей жене. Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Почему ты не носишь эту рубашку?». Он ответил: “О Посланник Аллаха! Я подарил ее своей жене". Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ступай, и вели ей надеть снизу что-нибудь, поскольку я опасаюсь, что форма ее тела будет выделяться». Ахмад 5/205. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

А сегодня на улицах можно увидеть сестер, которые дозволяют себе и обтягивающие вещи (хоть и закрывают аурат), и высокие звонкие каблуки, яркие макияжи. Это так называемая "исламская мода", которой шайтан вводит в заблуждение многих из мусульманок, и которая не имеет никакого отношения к пречистой религии Ислам.

Если все-таки есть необходимость работать (отсутствие мужа, опекуна и т.д.), то устройтесь в магазин мусульманской одежды или можно пройти курсы швейного дела и шить на дому хиджабы для сестер.

Если моя мама не одевает хиджаб,но нуждается в одежде и покраске волос.Если я дам ей деньги,на всё это,я помогаю ей в грехе?Как быть в такой ситуации?БаракАллаху фикум.

Покраска волос не запрещена шариатом, кроме как только если красить в черный цвет, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил красить волосы в черный цвет, и этот запрет касается как мужчин, так и женщин, о чем говорил шейх Ибн Баз. Ссылка

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Иудеи и христиане не красят волосы. Но вы не будьте похожи на них". аль-Бухари 3/163.

Двадцать шестой признак: использование черной краски для волос и бороды из "Пророчеств о приближении Конца Света"

Ибн 'Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Перед наступлением Конца света появятся люди, которые будут отращивать бороду, похожую на голубиный зоб, и красить ее черной краской. Они даже не почувствуют благоухания рая». (Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи).

Однако следует отметить, что красить волосы в другой цвет не запрещается даже мужчинам. Джабир ибн 'Абдуллах рассказывал, что в день покорения Мекки к Посланнику Аллаха привели Абу Кухафу. Его борода была совершенно белой, и Посланник Аллаха сказал: «Покрасьте его бороду, но избегайте черного цвета». (Муслим).

подскажите пожалуйста можно ли работать-грузчиком в магазине не мусусльманской одежды(обтягивающие джинсы,облегающие майки и.тд.)

Это подпадает под тот же аят и высказывания ученых по этому вопросу. Ведь вы знаете о том, что именно грузите, а это "(обтягивающие джинсы,облегающие майки и.тд.)". Эти вещи при их применении не для мужа в домашних условиях запретны. А помогать в их погрузке/выгрузке с целью последующей реализации - это помощь в грехе. Вот если бы вы их выгружали на свалку или в костер - другое дело. )

на автозаправке-заправщиком и уборщиком территории(но там при заправке магазин с хамром).

А в чем проблема заправлять машины? Или убирать территорию заправки? Какой в этом харам? )

И еще для пользы несколько доводов:

Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) был спрошен: "Что вы можете сказать об изображениях, которые можно обнаружить на упаковках, в журналах и газетах?".

Он ответил:
«Изображения в журналах и газетах, следует убрать если это возможно. То же, что не может быть убрано, то следует учесть, что они не покупаются ради этих картинок, и поэтому запрет снят, основываясь на принципе шариата: «и (Аллах) не сделал для вас никакого затруднения в религии» . И затруднение приводит к смягчению. Но лучше удержаться от этого». См. “Маджму’уль-фатауа”, 2/260.

И он (да помилует его Аллах) сказал: «Четвертая категория: изображения, которые человек не желает хранить, но они приходят к нему с другими вещами, как например в случае с журналами и газетами, которые человек покупает не ради картинок, а для получения новостей, научных исследований и т.д. В этом нет ничего неправильного, потому что изображения не являются целью. Но если возможно уничтожить их без затруднения, то это лучше». Шарх "Китабу Таухид".

Шейх уль Ислам ибн Теймия в своей фундаментальной книге под названием "Iqtidaa’ Al-Siraat Al-Mustaqeem Mukhalafat As-haab Al-Jaheem" привел:
«Продажа мусульманином неверующим предметов, которые они используют для праздников (еда, одежда, парфюм и т.д.) или предлагать данные предметы как подарки, является оказанием помощи в праздновании их «незаконных» праздников. Эта идея основывается на фундаментальном принципе, который указывает на запрещенность продавать куфарам винограда или сон который они могут использовать для производства вина или алкогольных напитков. Также, запрещено им продавать оружие, которым они будут воевать против мусульман».
Далее он привел аргументы Абдуль-Малика ибн Хабиба (ученого маликитского мазхаба), в которых он сказал: «Разве вы не видите, что запрещено мусульманам продавать христианам все, что приносит им пользу в их праздниках? Мясо, еда, одежда, и даже животное нельзя одалживать для поездки. Им не следует помогать ни в коем случае в их праздниках, потому что это является восхвалением их ширка и поддержка в их неверии».

Постоянный комитет был спрошен: "Какое правило в отношении мусульман, которые не сотрудничают с мусульманами и не желающими покупать у мусульман и предпочитают покупать у куффаров. Разрешено ли это или нет?"

Ответ: "Основным принципом является дозволенность мусульманам покупать то, что им нужно, что разрешено мусульманам и кяфирам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) покупал у иудеев. Если мусульманин откажется от сделок с мусульманами без причин, таких как обман, или высокая цена, или плохое качество, и он предпочитает покупать у кафиров без причин, то это харам, потому что это относится к дружбе с куффарами, поддержка их, и благосклонность к ним, и потому что это приводит к ослаблению бизнеса мусульман и препятствованию продажи их товаров, если это войдет в привычку.
Но если есть причина для этого, как упомянуто выше, то следует посоветовать мусульманину оставить эти ошибки. Если он примет этот совет, то восхвалите Аллаха, иначе следует отправиться к другому, даже если он и кяфир, если он честен и порядочный
". См. Фатауа аль-Ляджна аль-даима, 13/18.

джазакуму-Ллаху хайран.
уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

на автозаправке-заправщиком и уборщиком территории(но там при заправке магазин с хамром).

Брат,salyafit_07,заправка и магазин одно и тоже,выручка общая-одна компания.ДжазакаЛлаху хайран.
Косым
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 20 авг 2012, 11:28
Откуда: Россия.Москва.

Продажа мобильных телефонов, аксессуаров

Сообщение »

Ассаляму аляйкум уа рохматуллахи уа барокятух, братья, вот известно что торговля в основе дозволена, кроме тех, на которые есть запрет. Но есть вещи которые можно использовать во благо, и в запретном. Каков хукм торговли этими вещами, если знаеш что оно будет использоваться в запретном? Например сотовые телефоны для прослушивания музыки, наушники, мп3 плеера, флешки для хранения информации. Так когда продаем, если покупатель не скажет цель использования, то мы продаем без проблем. А иногда, говорят цель, мол для прослушивания музыки и т.д., если покупают флешки просят сразу туда песни записать, и как быть здесь? Отказать ему в продаже? У кого есть возможность спросите у ученых? Ведь у нас многие братья занимаются этим видом торговли.
Аватар пользователя
kunmusliman
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:12

Re: Продажа мобильных телефонов, аксессуаров

Сообщение »

Ассаламу Алейкум,здесь обсуждалась эта тема: http://www.salaf-forum.com/viewtopic.php?f=9&t=11312
shamil77
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 28 июл 2011, 15:14

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

Брат Саляфит_07,мой 2ой вопрос был не о дозволенности покраски волос,а то,что если моя мама еще не покрывается согласно Шариату,но нуждается в покраске волос,и в одежде.Если я дам деньги ей на всё это,это будет содействием в грехе.Но если кроме меня предположим на данный момент не может обеспечить её всем этим,по воле Аллаха.Как быть?Я думаю,у многих участников форума есть подобные ситуации.Или например когда отец просит деньги на бритву,чтоб побрить бороду?Ну,и подобные этому ситуации.Барак Аллаху фик.
Знание прежде слов и дел.
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 13:38

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »


Шейх Сухайми|"Можно ли продать телевизор?"

Возможно не включен flash в браузере.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re:

Сообщение »

salyafit_07 писал(а):Шейх Сухайми | "Можно ли продать телевизор?"

Шейх в ответе ведь не сказал брат, что это харам, однако просто воздержался от однозначного ответа, чтобы не брать на себя ответственность.
Но что если мне телевизор нужен лишь для игр в игры, в которых нет харама? Мне харам его купить?
Ведь учёные дозволяли играть в компьютерные игры, в которых нет ширка, куфра, харама и т.п., и об этом были слова в ветке про компьютерный игровой зал. А как играть без телевизора? И в таком случае к этому не относится разве и компьютерный монитор? Ведь и по нему люди смотрят вещи куда хуже, чем можно увидеть по ТВ. Какова разница тут между телевизором и монитором?
Мне кажется вот эти фатвы учёных Ляджны, которые ранее тут приводились братьями в различных ветках, более ясно поливают свет на этот вопрос:


Ученые "Постоянного комитета", отвечая на вопрос: «Можно ли смотреть телевизор, в частности новости?», сказали: "Что касается телевизора, то это прибор, который сам по себе не связан с хукмом, однако хукм (постановление) связано с тем, как именно его использовать. Если его использовать в запретном, как песни, искушающие изображения, распространения лжи и клеветы, неверие, искажение истины, распространение смуты и т.п., то это харам! А если использовать его в благом, как чтение Корана, распространение истины, призыва к одобряемому и запрещения порицаемого и т.п., то это дозволено. А если его использовать в обоих случаях, то хукм - запрет, если две вещи будут одинаковы в использовании или зачастую использоваться будет в хараме". См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 1/458.

Также ученые "Постоянного комитета" во главе с шейхом Ибн Базом говорили: "Видео, радио, телевизоры и т.п. являются предметами вещания, и относительно них не говорится что они сами по себе харам или халяль, поскольку это лишь техника! Речь идет именно о том, как использовать эти предметы. Если использовать это в запретном, тогда это запрещено, а если нет, то дозволено". См. "Фатауа аль-Ляджна" 13/47.
Hamza
 
Сообщений: 381
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 18:53

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »


Знание прежде слов и дел. писал(а):Или например когда отец просит деньги на бритву,чтоб побрить бороду?

Шейх Мухаммад Салих аль-'Усаймин (рахимаху-Ллах), 2 сафара 1428 г.х., отвечая на вопрос: "Каково постановление шариата в отношении торговли вещами, которые могут быть использованы, как в запретных, так и в дозволенных целях? Как, например, бритвы",
сказал:
"Нужно поступать в соответствии с наиболее вероятным предположением. Если вероятнее всего, что бритвы будут использованы в запретных целях, как, например, бритье бороды, то и продажа их будет тоже запретной. Это возможно выяснить учитывая положение конкретного покупателя". См. "Самарату тадуин мин масаили Ибн 'Усаймин", стр. 71. ИСТОЧНИК
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

Салам аллекйкум ва рахмату-Ллаху ва баракатух.
Пусть Аллах воздаст благом всем тем кто во благо Ислама и во благо Довольства Аллаха старается помогать мусульманам с возникающими вопросами на пути Аллаха. Пусть Аллах наставит всех мусульман на прямой путь и укрепит их на этом пути и сохранит их до судного дня.

Ин ша Аллах хотел бы спросить у братьев..

Что касается агента по недвижимости (риелтор) дозволяется ли такая работа как сдача квартир в аренду, в то время когда в этих квартирах содержатся порой такие техники как телевизор, магнитафон, а порой даже и иконы..???

Ведь известно что те которые снимают эти квартиры большинство из них кяфиры и понятное дело что они будут смотреть и слушать вещи далекие от дазволенного..!!!

...и если эта работа не халяльная в связи с этими вещами которые содержатся в квартире
Создается еще один вопрос-как быть тогда с продажей авто в которой тоже имеется магнитафон. Не продавать кяфиру???

Джазака-Ллаху хайран
Aslan KBR
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 сен 2014, 10:48

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »

Ас саламу уа алейкум. Братья пропустите пожалуйста!!!! Очень важно!!!! Я собираюсь заняться торговлей, продовать благовония здесь в России. Уменя такой вопрос, что не секрет что люди, будь это женщина, или мужчина( Люди которые не в исламе) покупают благовония, духи, в основном для привличения внимания, чтобы кто то обратил на них внимания. Если ошибаюсь поправьте! Можно ли таким людям продовать? Или нужно ли у них спрашивать для каких целей вы приобретаете? Или у меня не должно возникать таких мыслей, так как в бытовых вопросах все халяль, кроме того на что пришло указание что это запрет. Очень важно, братья ответьте на доводе, не хочу чтобы мой заработок был на хараме....
Абу Лукман
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 08 авг 2014, 19:55

Re: Хукм продажи того,что может быть использовано для запрет

Сообщение »


уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Абу Лукман писал(а):Я собираюсь заняться торговлей, продовать благовония здесь в России. Уменя такой вопрос, что не секрет что люди, будь это женщина, или мужчина( Люди которые не в исламе) покупают благовония, духи, в основном для привличения внимания, чтобы кто то обратил на них внимания.

Смотри, брат, выше ответы, которые были. Там этот вопрос раскрывается очень хорошо.

Например (выдержка): "... Нельзя продавать, если продавец знает, что покупающий будет использовать товар запрещенным образом, потому что это относится к разновидности помощи в грехе и ослушании. Но, если продавец знает, что женщина собирается украшаться перед мужем или он не знает ничего, то дозволенно ему продавать это". См. Фатауа аль-Ладжна аль-даима, 13/67.

Или: "Все что используется для харама, или если это является наиболее вероятным в этом случае, то запрещено производить, импортировать или распространять среди мусульман". Фатауа аль-Ладжна аль-Даима (13/109).

Или: "... Если вы продаете это людям, которые, согласно вашим знаниям о них, будут использовать их для запрещенного украшения (табаррудж), то это не допустимо ...". См. Фатауа аль-Ладжна аль-даима, 13/67.

барака-Ллаху фик.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

След.

Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron