Вопрос по покупке машины.

Сообщение »

Ассаламу аълайкум, братья, разрешается ли купит машину следущий образом?
Машина стоит 10000$ на рынке, а некоторые братья будут покупать за меня и она обойдется мне 13000$ в год. Предоплата 4000$, остальное плачу в 12 месяцев.
Джазакаллоху хойрон.
Almuhsin
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: 15 авг 2012, 21:54

Сообщение »

Алейкум ассалам ва рахматуллах!

В фетвах Постоянного комитета сказано:
«Если человек попросил другого купить определённую марку автомобиля и пообещал ему, что выкупит его у него, и после этого тот купил автомобиль и взял его в свою собственность, то после он может перепродать его человеку, который просил его сделать покупку. Ему дозволено выкупить за наличные, отдав полную стоимость, или выплатить стоимость по частям с определённой долей прибыли. Этот вид торговли не является торговлей того, чем человек не владеет, так как человек, у которого попросили выкупить товар, продал его только после того, как купил и заимел в собственность. Но недозволенно человеку продавать товар другу до того, как он приобрёл его, или до того, как он купил, но не завладел им. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговцам продавать товар там, где он был куплен, до тех пор, пока они не донесут его до своих владений (не положат его в свой багаж)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 13. С. 153).

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «То, что делают сейчас многие люди: приходит кредитор и человек, берущий кредит, к другому человеку, у которого есть товар. Кредитор покупает товар у торговца, а потом продаёт на том же месте должнику, а после должник перепродаёт его владельцу магазина или другому человеку, когда товар так и не переместился. Мы объявляем, что подобные торговые операции, несомненно, запрещены и не дозволены. Потому что это является продажей товара на месте, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговцам продавать товар там, где он был куплен, до тех пор, пока они не донесут его до своих владений» (Фатауа нурун ‘аля-д-дарб).
Аватар пользователя
Бухарий
 
Сообщений: 120
Зарегистрирован: 30 авг 2009, 09:48

Вопрос по покупке машины.

Сообщение »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракятух.

Хитрость во взаимоотношениях с людьми

Из лекции шейха Ибн-‘Усеймина (рахимаху-Ллах) «Хитрость во взаимоотношениях»

Перевел брат Abu 'Abdulla

Во взаимоотношениях с людьми бывает много различных уловок и хитростей. Например, к ним относятся всевозможные способы, к которым прибегают некоторые люди, пытаясь, тем самым, скрыть ростовщичество (риба). Если я дам кому-либо 10 тысяч риалов и скажу: «Верни мне через год 12 тысяч». Дозволено ли это или нет?
Верно, это запрещено (харам), так как это, вне всяких сомнений, является явным ростовщичеством.

Теперь некто, видя, что это явное ростовщичество, прибегает к следующей уловке: берет свою машину и предлагает другому купить ее за 12 тысяч риалов в рассрочку в течение года. Тот соглашается на это и покупает эту машину в рассрочку. Все, покупка произошла. В подобной сделке нет и намека на ростовщичество.
Однако затем продавец покупает эту же машину у покупателя, но уже за 10 тысяч и расплачивается тут же, на месте (т.е. не в рассрочку, а сразу). Дозволено ли это или нет? Нет, не дозволено! Это то, что именуется как «аль-‘Ина», о которой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если вы будете использовать в торговле аль-‘Ина, удовлетворитесь посевами, ухватитесь за хвосты коров и оставите джихад, Аллах пошлет на вас унижение, которое не снимет с вас до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».

Подобная торговля (аль-‘Ина) не дозволена (харам), так как, в сущности, это продажа дирхамов за дирхамы, то есть, ростовщичество. Однако они внесли в него куплю и продажу машины, дабы скрыть свои истинные цели. Люди, которые посмотрят на такую сделку, скажут, что это дозволенный вид торговли, а на самом деле такая сделка запретна. Теперь вы понимаете, что человек, продавший машину в рассрочку, а затем купивший ее за меньшую цену, сразу же расплатившись, совершает запретное. Такая торговля запретна (харам) и называется в Шариате «аль-‘Ина». Почему же это запрещено? Потому что это является уловкой для сокрытия того, что человек дает 10 тысяч в долг, а получит по истечении года 12 тысяч. И, безусловно, такая хитрость направлена на сокрытие ростовщичества.

И к точно таким же уловкам можно отнести то, что сегодня совершают люди: человек приходит к коммерсанту и говорит, что нуждается в машине, однако у него нет денег на ее приобретение. А тот отвечает: «Иди на выставку автомобилей и выбери для себя одну, а я куплю ее и продам тебе в рассрочку, но уже дороже, чем купил». И я свидетельствую вот с этого места, что эта сделка подобна предыдущей! И пусть это мое свидетельство, по воле Аллаха, укажет вам на мою полную убежденность в этом!

Разве разумный человек будет сомневаться, что это уловка? Они говорят эти слова вместо слов: «Возьми цену машины сразу наличными, однако вернуть ты должен уже столько-то (т.е. большую сумму), но уже в рассрочку». Нет абсолютно никакой разницы, между тем и этим.
Тебе не повредят поступки людей, которые совершаются, не имея под собой шариатской основы и доводов.
Это ничто, ведь Аллах сказал:

«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них». (23: 71).

Когда человек не потакает своим страстям, жадности и алчности, то ему ясно, что нет никакой разницы между «аль-‘Ина», которая запрещена пророческим хадисом, и между этим видом торговых взаимоотношений.

И пусть тебя не обольщают их поступки.

Аллах говорит:

«В тот день Он воззовет к ним и скажет: “Что вы ответили посланникам?”». (28: 65).

Ибн Мас‘уд говорил: «И не будь в числе тех, кто повторяет все, что говорят люди».
Мы же говорим, не будь в числе тех, кто повторяет за людьми все, что они делают.

Конечно, если бы автомобиль принадлежал коммерсанту, и он захотел бы продать его тебе по более высокой цене, то это другое дело. Это не похоже на первый случай, так как в первом случае у коммерсанта нет автомобиля, и он и не думал о его приобретении, и не купил его, чтобы помочь тебе. Разве есть какая-либо разница между этим и тем, когда он говорит: «Возьми эти 50 тысяч необходимые для машины, иди и купи ее. Однако вместо 50 тысяч ты вернешь мне 60 тысяч». Нет разницы между этими двумя видами!

Братья мои, шариат не смотрит на внешний вид вопросов, однако смотрит на суть, на смысл, на намерение. Каждый из нас понимает, что коммерсант желает покупкой машины увеличение и рост прибыли. И все мы понимаем, что он купил ее не для того, чтобы помочь человеку и не для того, чтобы угодить ему, сделать приятное. Поистине, он приобрел ее только для того, чтобы получить с пятидесяти тысяч прибыль в десять тысяч, то есть, чтобы получить 60 тысяч.

И является обязательным, брат мой, разумно смотреть на шариатские положения, а не поверхностно. Чтобы человек не говорил: «Что же здесь такого? Ведь нет никаких проблем, коммерсант купил машину и продал ее тебе». Однако разве он купил ее изначально, в своей основе? Он купил ее только после того, как ты дал ему гарантию и пообещал вернуть ему больше, чем она стоит. Поэтому это просто уловка.

Источник: Хитрость во взаимоотношениях

уа иййяк.
уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: Вопрос по покупке машины.

Сообщение »

ассаляму алейкум уа рахматуЛЛах.
Almuhsin » :
…разрешается ли купит машину следущий образом?
Машина стоит 10000$ на рынке, а некоторые братья будут покупать за меня и она обойдется мне 13000$ в год. Предоплата 4000$, остальное плачу в 12 месяцев.
Не знаю,удовлетворен ли ты,брат,вышеприведенными ответами,но хотелось бы добавить,по …–вопросу авансирования(ас-салям),фин.кредитования и договорной системе в исламской экономике.
Посмотрим ,что говорят имамы мазхабов,ученые и их далили:
Ханифитский мазхаб:
«Цена может быть поднята за задержку оплаты» (Badaa’i’ as-Sanaa’i’, 5/187)
Маликитский:
: «За большой период времени цена может быть изменена» (Bidaayat al-Mujtahid, 2/108)
Мазхаб имама Аш-Шафи: «Пять наличными эквивалентно шести в рассрочку» (al-Wajeez by al-Ghazaali, 1/85)
и 4 – ый Ханбалитский мазхаб. «Задержка прибавляет к цене» (Fataawa Ibn Taymiyah, 29/499).
И доказательства они привели из Курана и сунны.Вот некоторые только:
Всевышний Аллах сказал :«Аллах разрешил торговлю» (2:275)
Всевышний Аллах сказал
« О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному ва¬шему согласию» (4:29) .
Ибн Аббас,радиАллаху анху, сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину и они (жители) платили за фрукты, которые должны были быть доставлены через два – три года.
Он сказал: «Кто оплачивает заранее то, что будет доставлено позже, должен платить за определенный вес в определенный период»
Bay’ as-salam (предоплата) разрешена согласно текстам и консенсус ученых, и это подобно покупке в рассрочку. Ученые указали на пользу в этом: подобное приносит пользу покупателю, снижая для него цену и поставщику, принося ему деньги. Это указывает на то, что к цене может быть прибавка за отсрочку в расплате, и что нет ничего неправильного в покупке и продаже. См. al-Mughni, 6/385.

Шейха ибн База спросили о дозволенности увеличения цены за задержку оплаты. Он сказал:
«Нет ничего неправильного в подобной сделке, потому что оплата наличными отличается от оплаты в рассрочку. Мусульмане до сих пор совершают подобные сделки, и разрешенного этого подобно консенсусу. Некоторые ученые считали и говорили о том, что недозволенно увеличивать цену за задержку в оплате и они считали, что это является разновидностью риба, но это безосновательное мнение. Это не является разновидностью риба, потому что когда продавец продает продукт с задержкой в оплате, он соглашается с задержкой и поэтому может получить прибыль от увеличения цены, взамен на отсрочку во времени… Существует достоверное сообщение от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое указывает на дозволенность этого; он приказал Абдуллаху ибн Амр ибн Аль Ас снарядить армию и он купил одного верблюда за два верблюда, которые должны были быть оплачены позже. Более того, подобные сделки попадают под общий смысл аята, в котором Аллах сказал (перевод смысла):
«Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (2:282)
Подобные сделки являются разрешенной разновидностью долгов, которые упомянуты в этом аяте, тоже самое относится к предоплате (bay’ as-salam).
Fataawa Islamiyyah, 2/331.


Все это,конечно , без процентного роста и без "хытрости".
БаракАллаху фикум.
Аватар пользователя
антивирус северный
 
Сообщений: 575
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron