О продаже того, что может использоваться в грехе

Сообщение »

Ассаламу алейкум
У брата есть компания и они занимаются разработкой сайтов.
Иногда приходят заказчики которые желают заказать сайты однозначно харамного содержания.(финансовые компании, производители алкоголя) и брат им ясно отказывает.
Есть так же клиенты которые приходят заказывать интернет-магазины для торговли модной одеждой заказчики обычные джахили или кафиры,
у брата вопрос - каков хукм того кто разрабатывает подобные сайты для куфаров и джахилей ?
является ли он соучастником греха?
bir jigit
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 11:42

Сообщение »

Уа алейкум салям брат

каков хукм того кто разрабатывает подобные сайты для куфаров и джахилей ?

Что касается в общем торгово-финансовых взаимоотношений с кафирами, джахилями и т.п., то это в основе дозволено. Всевышний Аллах сказал обобщенно: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (аль-Бакъара 2: 275).
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр отправился по торговым делам в Бусру. Его любовь и привязанность к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не стали препятствием отъезда по торговым делам, поскольку они любили торговать и их восхищал доход с торговли. Также сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не препятствовал отъезду Абу Бакра по торговым делам, не смотря на его привязанность к нему и желание, чтобы он находился рядом - он любил общество Абу Бакра - ибо находил торговлю похвальным, и она ему нравилась”. ат-Табарани в «аль-Кабир» 23/300. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 2929.
‘Абдур-Рахман ибн Аби Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с пророком (мир ему и благословение Аллаха), один многобожник гнал овец, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Это для продажи или подарок?» Он ответил: “Нет, для продажи”, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил у него овцу”. аль-Бухари 2216.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если человек поедет в страну неверных, с которой у мусульман нет договора (враждебное отношение), чтобы купить у них что-либо, то это дозволено, как на это указывает хадис о торговле Абу Бакра при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Шаме, которая в то время была воюющей страной”. См. “аль-Икътида” 2/15.
Имам Ибн Батталь говорил: “Иметь финансовые отношения с многобожниками дозволенно, кроме продажи им того, что они могут применить в войне против мусульман”. См. “Фатхуль-Бари” 4/410.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Дозволено вести любые дела с неверными, кроме тех, на что есть запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 9/80.
Спросили ученых Постоянного комитета: «Распространился призыв о прерывании торговых отношений с такими американскими компаниями, как «Пицца Хат» и «Макдоналдс». Отвечать ли нам на этот призыв? Является ли дозволенной торговля с воюющими неверными в их стране? Или же это дозволенно только с неверными, находящимися на нашей земле с гарантией безопасности?»
Они ответили: “Дозволено покупать то, что не запрещено, откуда бы это ни было, если только правитель мусульман не запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной ради пользы Ислама и мусульман! И основа в купле-продаже – то, что это дозволено (халяль), как сказал Аллах: «И Аллах дозволил торговлю» (аль-Бакъара 2: 275), и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев!” См. “Фатауа аль-Ляджнату-ддаима” № 7851.

Иногда приходят заказчики которые желают заказать сайты однозначно харамного содержания

А что касается того, чтобы помогать напрямую открывать сайт, на котором будет только харам, то этого нельзя делать брат! И довод этому великий и универсальный аят Корана: "Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде!" (аль-Маида 5: 2).
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

Джаззак Аллаh хейр за ответ.
bir jigit
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 11:42

Сообщение »

Ас-Саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Братья, есть похожий вопрос, очень важный:
Мы с братьями хотим разработать платную программу для бухгалтерского учёта, дело в том, что если продавать её как это обычно делается - через сайт разработчиков, то как нам проследить, кто купил эту программу? Возможно это магазин сантехники, тогда ладно, а может быть и ресторан, где поют спиртным или подобное тому. В странах немусульман часто всаёт такой вопрос, т.к. постоянно имеешь взаимоотношения с кяферами, дело которых, если и не само по себе харамное, то каким-то боком связано с харамом.

Как определить, когда будет помощ в грехе, а когда нет? Есть ли какое-либо правило, придержияваясь которого можно точно определить: можно или нет.
Для примера:
Продать вино, хотя сам и не пьёшь - харам. Есть конкретный далиль. Также как и нести (грузчик в магазине, например).
Изготавливать и продавать бутылки, в которые могут налить и вино и лимонад (предположим) - как быть? Узнавать цели клиентов?
Далее: строителю дали заказ - сделать ремонд фасада здания, которое оказалось, там, магазином, например, где водку продают, или зданием пенсионного фонда. Вроде к самому делу не причастен, а создаёт условия их деятельности.

Если есть литература, разьясняющая этот вопрос подробно, даже если на арабском, подскажите.
Гадель
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 17:59

Сообщение »

bir jigit писал(а):Джаззак Аллаh хейр за ответ.

Уа джазак ахы!

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Гадель писал(а):как нам проследить, кто купил эту программу? Возможно это магазин сантехники, тогда ладно, а может быть и ресторан, где поют спиртным или подобное тому.
Изготавливать и продавать бутылки, в которые могут налить и вино и лимонад (предположим) - как быть? Узнавать цели клиентов?

Не в этом всем нужды ахы!
Все на самом деле проще.
Если ты продаешь скажем виноград, тебе нет нужды у каждого покупателя интересоваться, с какой целью он его покупает, кушать или изготавливать вино. Но если ты узнал однозначно, что покупать желает сделать вино, вот именно ему и не продавай.
Также и другие примеры. Т.е. главное не быть помощником в грехе напрямую непосредственно.
Кстати, как-то мы спрашивали у шейхов на счет продажи дома тому, кто взяли деньги свои в кредит и т.п. Ответ был такой, что лучше не продавать, но если продаст, на нем нет греха, так как то, откуда покупатель взял деньги не касается тебя. Ведь Аллах сказал: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (ан-Наджм 53: 38).
Но если есть варианты выбрать между покупателями, то конечно же правильнее продать тому, чьи деньги не были взяты под проценты, или же тому, о происхождении денег которого ты не в курсе.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д. Это является одним из видов помощи им в проведении их празднеств. Это исходит из правила о недозволенности продажи неверным винограда для изготовления вина”. См. “аль-Икътида” 229.
Спросили шейха Ибн аль-Къасима об одном христианине, который завещал продать некоторое свое имущество и потратить это на благо церкви: “Дозволено ли мусульманину покупать что-либо из этого имущества?” Он ответил: “Нет, это не дозволено, поскольку в этом есть возвеличивание их обрядов и религии!” Также его спросили о дозволенности покупки земли, которая принадлежала церкви, часть которой продается, чтобы отремонтировать ее, и он ответил: “Мусульманам не дозволено покупать ее, чтобы не принимать участия в возвеличивании церкви”. См. “Би уасыта аль-Икътида” 2/19.
Имам ад-Дусукъи сказал: “Запрещено продавать любую вещь, если продовец знает, что покупатель будет использовать это в запретном деле. Как например продажа земли для построения церкви или винодельни, или продажа дерева для того, кто будет делать из него кресты, или продажа винограда для того, кто будет делать из него вино”. См. “Хашия ад-Дусукъи” 3/20.
Итак, если ты знаешь, что продаваемая тобой вещь может быть использована как в грехе, так и в дозволенных вещах, то не продавай ее тому, о ком ты знаешь явно или уверен, что он будет использовать ее в грехе. Если же ты не знаешь этого, то нет на тебе греха продавать эту вещь, как ты упомянул в примере продажу бутылок, которые кто-то использует скажем для сока, уксуса и т.п., а кто-то для спиртного.
Имам Ибн Къудама сказал: “Продажа виноградного сока для того, кто делает вино – запрещена, если установлено это и продавец знает желание покупателя либо потому что тот сам сказал, либо по предпосылкам, которые указывают на его желание. Однако, если дело обстоит с тем, когда цель неизвестна, как например покупает это, о ком ничего неизвестно, или скажем покупает его тот, кто изготавливает и уксус и вино, но он не сказал, что желает делать из этого именно вино, то торговля тогда дозволена”. См. “аль-Мугъни” 4/154.
Уа-Ллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron