вид торговля Мудараба

Сообщение »

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху

Братья что такое торговля мудараба ? какой мудараба запрешено и какой мудараба дозволено?
Abu Muhammed
 

Re: вид торговля Мудараба

Сообщение »

Определение мударабы - доверительном инвестиционном финансировании (мудараба) с участием деловых партнеров.
Мудараба – это вид долевого участия в бизнесе, когда одна из сторон предоставляет капитал (чаще всего это деньги, но если капиталом являются не деньги, то вид капитала должен быть оценён в денежном эквиваленте на момент договора), а другая сторона ведет предпринимательскую деятельность с этим капиталом за определённую часть прибыли, измеряемой в долевой пропорции (процентами или долями).
2.Cтатус мударабы
Мудараба – дозволенный по Исламу вид коммерческой деятельности, что подтверждается единогласным мнением учёных, в том числе и сподвижников (разногласие существует лишь по некоторым условиям мударабы).
Кроме того, мудараба представляет собой свободный вид договора («джаиз»), то есть любая из сторон может расторгнуть договор в любое время, если это расторжение не навредит другой стороне.
3. Основы и условия мударабы
Основы мударабы:
1. Формальная часть договора: предложение одной из сторон и принятие этого предложения другой стороной.
2. Стороны договора: лица, которым разрешается по Шариату вести коммерческие операции – совершеннолетние, благоразумные и умеющие распоряжаться своим имуществом. Первая сторона – это вкладчик (собственник капитала), а вторая сторона – предприниматель (он принимает имущество и управляет им в коммерческой деятельности).
3. Капитал: основными условиями капитала являются следующие моменты:
а) капитал должен представлять собой деньги (если вносится другое имущество, как, например: недвижимость, товар и т.д., то он должен быть оценен в денежном эквиваленте в момент подписания договора о совместном бизнесе);
б) необходимо знать точную сумму, которая вносится в бизнес;
в) капитал должен быть наличным (т.е. нельзя вносить долги);
г) собственник капитала не должен препятствовать управляющему, который ведёт предпринимательскую деятельность, в его управлении (то есть предприниматель должен иметь возможность свободно зарабатывать), но может поставить условия, в соответствии с которыми собственник разрешает использование своих денег.
4. Прибыль:
а) доля прибыли каждой из сторон должна быть известной при подписании договора;
б) обе стороны должны совместно делить прибыль в соответствии с условиями, указанными в договоре, то есть ни одна из сторон не имеет права забирать полностью всю прибыль;
в) распределение прибыли должно происходить между обеими сторонами в долевой пропорции (как например: половина на половину, или четверть и три четверти, или треть и две трети и т.д.) или в процентном отношении (как например: 50% — 50%, или 70% — 30% и т.д.) в соответствии с тем, как договорились между собой. Таким образом, нельзя оговаривать долю прибыли предпринимателю в виде определённой суммы (деньгами, как например: 1000 рублей или товаром, как например: одна из машин), т.к. в таком случае он становится наёмным работником и не имеет никакого отношения к совместному бизнесу. Кроме того, возникает риск, что одна из сторон получит прибыль сполна, а другая не получит ничего, а это есть несправедливость. Также нельзя оговаривать одной из сторон долю прибыли в виде доли и определённой суммы, как например: 50% плюс 1000 рублей.
Распределение прибыли происходит после вычета всех издержек, то есть из чистой прибыли совместного бизнеса. Таким образом, капитал, вложенный собственником в самом начале, не участвует в распределении. Время распределения обоюдно оговаривается между обеими сторонами в договоре.
Что касается убытка, то до момента распределения прибыли или до расторжения договора любой убыток вычитывается из общей прибыли. В том случае, если убыток превышает общую прибыль, то убыток вычитывается как из прибыли, так и из вложенного капитала.
В случае полного убытка, учёные единогласны в том, что убыток несёт только собственник капитала. Работающий с этим капиталом управляющий несёт убыток в том, что он ничего не получает за свою работу, тем самым он теряет своё время и усердия. Таким образом, предприниматель не возмещает убыток капитала из своих денег, при условии, что он не нарушал условий договора и не проявлял небрежности в работе.
Таким образом, лицо, которое внесло капитал, теряет деньги, а предприниматель, участвовавший в деле, теряет время и усердие.
Аватар пользователя
emarati
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 25 июл 2010, 18:07
Откуда: Dubai, United Arab Emirates

Re: вид торговля Мудараба

Сообщение »

Уа 'аляйкуму салям уа рахматуЛлаhи уа баракатуh.

Сказал Шейх ‘Абдуллах ибн Джибрин, да помилует его Аллах:

"В самом принципе миграции капитала нет ничего плохого, если капитал вкладывается в торговлю. Прибыль с этой торговли делят между собой владелец имущества и непосредственно работник. Такой вид отношений называют договором о долевом участии (мудараба). Этот вид торговых отношений дозволен, если выделять отдельно капитал и отдельно прибыль.
Если имущество было размещено в ростовщическом банке в виде вклада, то прибыль с него использовать и тратить запрещено. Как запрещено изначально работать с такими банками. Также запрещено брать кредит под проценты. Запрещено давать виды валют для работ, которые содействуют системе ростовщичества.
Что же касается использования этой валюты (например, доллара), то при необходимости это не запрещено. Даже если это влияет на увеличение экономических показателей тех банков. Ведь доллар используют по причине того, что он известен во всех мусульманских и остальных странах. Поэтому, при необходимости, использовать эту валюту можно. Если же будет возможность использовать валюту мусульманских стран, то тогда следует использовать её и отказаться от доллара. А Аллах знает лучше."


В «Фетвах Постоянного комитета» сказано:

"Покупка акций любой фирмы, которая в своей работе не прибегает к ростовщичеству и подобным запретным действиям, в основе является дозволенной (мубах). Если же компания в своей работе обращается и к запрещенным по Шариату действиям (ростовщичество и пр.), то покупать и владеть акциями этой компании запрещено.

Таким образом, если в работе акционерной компании используются ростовщические или другие запрещенные по Шариату действия, то мусульманин обязан оставить участие в ней, а прибыль, которую он получил от неё, раздать беднякам и нуждающимся"
.
Члены Постоянного комитета: шейх ‘Абдуль‘азиз Ибн Баз, шейх ‘Абдурраззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан, шейх Салих аль-Фаузан, шейх ‘Абдуль‘азиз Аль Шейх и шейх Бакр Абу Зейд. См. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима, 14/299.

Также в фетвах Постоянного комитета сказано:

"Во-первых. Запрещено быть акционером фирмы, которая работает посредством ростовщичества (получает или дает кредиты), так как в подобном случае осуществляется помощь в совершении греха. А Всевышний Аллах сказал:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» ( аль-Маида, 2).

Во-вторых. Если у кого-либо есть акции компании, которая в своей работе прибегает к ростовщичеству, то он должен продать свои акции, а прибыль, которая была получена с процентных операций, потратить на благотворительные дела.
Шейх ‘Абдуль‘азиз Ибн Баз, шейх ‘Абдурраззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан и шейх ‘Абдуллах ибн Ку‘уд" См. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима, 14/299-300.

Академия исламского фикха, подчиняющаяся Организации «Исламская конференция» (ОИК) на седьмой конференции, прошедшей в Джедде 7-12 зуль-ка‘ады 1412 года по хиджре, что соответствует 9-14 мая 1992 года, приняла решение об акциях:

«А. Основой в торговых отношениях является дозволенность, поэтому основание акционерного общества (компании), которое действует и работает в рамках Шариата, является дозволенным делом.

Б. Между учеными нет разногласий в том, что торговля акциями компании, основная деятельность которой запретна (ростовщичество, производство запрещенных изделий и продажа их), запрещена.

В. Запрещено принимать участие в деятельности акционерной компании (покупать и владеть акциями, делать вклады), которая иногда прибегает к запретным по Шариату действиям. Несмотря на то, что основная деятельность компании является соответствующей Шариату».
См. Маджалляту-ль-маджма‘: № 6 (2/1273); № 7 (1/73); № 9 (2/5).
sultan
 
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 15:49

Re: вид торговля Мудараба

Сообщение »

Ас-саляму алейкум!
А при Мударабе можно ли в качестве гарантии возврата инвестиции взять в залог имущество заемщика, т.е. того, кто взял деньги?
Покорившийся Аллаху
 
Сообщений: 85
Зарегистрирован: 09 фев 2011, 17:00

Re: вид торговля Мудараба

Сообщение »

Nur Abu Amir писал(а):Ас-саляму алейкум!
А при Мударабе можно ли в качестве гарантии возврата инвестиции взять в залог имущество заемщика, т.е. того, кто взял деньги?

Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи. Насколько я поняла, в таком виде сотрудничества нет гарантий возврата инвестиций: может получить прибыль с вложенных денег, а может все потерять. Если убыток произошел, то никто не обязан возвращать инвестиции. Вот выше было указано:

Что касается убытка, то до момента распределения прибыли или до расторжения договора любой убыток вычитывается из общей прибыли. В том случае, если убыток превышает общую прибыль, то убыток вычитывается как из прибыли, так и из вложенного капитала.
В случае полного убытка, учёные единогласны в том, что убыток несёт только собственник капитала. Работающий с этим капиталом управляющий несёт убыток в том, что он ничего не получает за свою работу, тем самым он теряет своё время и усердия. Таким образом, предприниматель не возмещает убыток капитала из своих денег, при условии, что он не нарушал условий договора и не проявлял небрежности в работе.
Таким образом, лицо, которое внесло капитал, теряет деньги, а предприниматель, участвовавший в деле, теряет время и усердие.

viewtopic.php?f=9&t=6692
Аватар пользователя
ummsalih
 
Сообщений: 110
Зарегистрирован: 12 авг 2009, 06:35

Re: вид торговля Мудараба

Сообщение »

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم
Однажды, два года назад, меня попросили перевести информацию с сайта "Ислам - вопрос и ответ" о мударабе. Этот файл ещё сохранился, и я бы хотел, чтобы эти сведения принесли пользу не только мне и тому брату, но и другим мусульманам.


В о п р о с. Тот, кто инвестирует чужие деньги - разрешено ли ему, в случае прибыли отдать 80% прибыли, а остальное оставить себе за работу, а в случае убытка, разделить его по 50%? А если так нельзя, то как правильно по шариату.

О т в е т. Хвала Аллаху.
1. Тот, кто инвестирует чужие имущество, он либо участвует в предпириятии только своим трудом, а всё имущество (деньги) - от других, либо он участвует и трудом и имуществом.
Первый человек называется работник в мударабе. В этом случае прибыль делится согласно его договору с хозяином денег. Это может быть, например, 20%, или больше, или меньше. И эта доля должна быть указана в договоре мударабы.
Что касается убытков, то работник их не несёт, и весь убыток ложится на хозяина капитала. А работник теряет только свои свой труд и старание. Кроме тех случаев, когда убытки происходят из-за халатности или недобросовестности работника. Тогда убыток лежит на нём.
А если в договоре мударабы указано, что весь убыток или часть его (например, 50%) лежит на работнике, то это условие недействительно. И в самом договоре разногласие - действительный ли он или нет.
2. А если он участвует и деньгами, и трудом, то доходы будут разделены согласно договора. (См. п. 1)
А что касается убытков то они будут пропорционально капиталу. Например, если твоего имущества (денег) там 10%, то на тебе 10% от убытков. Если твоего имущества 50%, то на тебе 50% от убытков и т. п.
Вот слова учёных о том, что работник в мударабе не несёт убытков в имуществе, и о том, что компаньоны-вкладчики несут из убытков согласно их доле.
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал в "Аль-Мугни" (22/5): "Убытки совместного предприятия лежат на обоих компаньонах пропорционально их имуществу. Если их имущества поровну, то убытки делятся пополам. Если по трети, то и убытки по трети. Мы не знаем в этом разногласия между учёными. Так сказали Абу Ханифа, аш-Шафии и другие.
И убытки в мударабе касаются только вложенного имущества, работник же ничего из них не несёт. Потому что убыток - это уменьшение капитала, а капитал связан только с его хозяином, у работника нет в нём доли. Поэтому уменьшение касается только капитала хозяина и никого другого. Делится же между ними только прибыль".
Он также сказал:
"Если есть условие, что работник в мударабе гарантирует сохранность капитала или что он возмещает часть убытков, то это условие недействительно. Мы не знаем в этом разногласия. А сам договор (без этого условия) считается действительным. Так сказал Ахмад, и это мнение Абу Ханифы и Малика. Передаётся также от Ахмада, что такой договор считается недействительным. Это же передают от аш-Шафии. Потому что это условие недействительно и оно сделало мударабу недействительной. По мазхабу же (ханбалитскому) первое мнение". Из "Аль-Мугни" (40/5).
А Аллах лучше знает.
tha
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 16:11


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron