ПОСЛАНИЕ К ТОРГОВЦАМ | Абу Яхья

Сообщение »


Послание к торговцам


Изображение

Дорогие братья и сестры!

Давайте начнем сегодняшнюю нашу беседу со слов Пророка : "Кто хочет отдалиться от Адского огня и войти в Рай, пусть умрет будучи верующим в Аллаха и в Последний день (то есть, в вечную жизнь после смерти с ее Судом и расчетом, с ее Раем и Адом), пусть относится к людям так, как он хотел бы, чтобы они относились к нему".
Эти краткие слова Посланника Аллаха заключают в себе великое правило, которым должен руководствоваться человек при построении отношений с окружающими. Эти слова способны заменить собой 1000 высказываний, цитат, лекций, статей и проповедей. Они краткие, но емкие. И они устанавливают тот справедливый принцип, который должен быть положен в основу человеческих взаимоотношений, и без соблюдения которого невозможно достичь счастья.
Всякий мусульманин обязан поступать с людьми так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним. Каждый раз, когда ты не знаешь, как обойтись с человеком, вспомни об этом правиле, и подумай, какого обхождения с тобой в такой ситуации хотел бы ты. Всякий раз, когда ты хочешь поступить с человеком тем или иным образом, примерь это на себя и поразмысли - понравилось бы тебе, если бы так поступили с тобой?
И если ты хотел бы такого обхождения с собой, то значит, ты поступаешь в соответствии с заветом Всевышнего. А если нет, значит ты нарушаешь требование Создателя.
Руководствуйся этим принципом, и ты станешь нравственно красивым человеком, ты поднимешься на высокую духовную ступень, ты исправишь свою жизнь, будешь спокоен и радостив.
Если люди будут следовать этому завету Пророка , они достигнут великого блага, они избегут многих раздоров и ссор, они избавятся от злобы и ненависти друг к другу.
Не досаждай людям, не обижай их, не причиняй им вред. Ведь ты не хочешь, чтобы они причиняли вред тебе?
Не оскорбляй их. Ведь ты не хочешь, чтобы они оскорбляли тебя?
Не лги им. Ведь ты не хочешь, чтобы лгали тебе?
Не задерживай уплату долга. Ведь ты не хочешь, чтобы тебе не отдавали долги?
И, наконец, не обманывай людей, когда ведешь с ними какие-то торговые отношения и когда покупаешь или продаешь. Ведь тебе самому совсем не хочется быть обманутым.

Вот об этом – о честности, богобоязненности, искренности в торговых и финансовых вопросах и пойдет речь сегодня. Пророк говорил: "Не уверует из вас никто истинно, пока не будет желать своему брату того, чего желает себе".
И он также говорил: "Религия - это искреннее отношение".

Он всегда поступал в соответствии с этим правилом и учил этому своих последователей. В отношениях с людьми и обращении с ними, ему не было равных. Если он одалживал что-то, то возвращал тем, что лучше.
Сообщается, что как-то раз один человек, у которого Пророк одалживал верблюдицу, пришел к нему и стал в грубой форме требовать у него возвращения долга. Посланник Аллаха сказал своим сподвижникам: "Отдайте ему верблюда такого же возраста как и его верблюд".
Сподвижники сказали: "О посланник Аллаха, есть только верблюды более хороших возрастов".
- "Дайте ему такого верблюда! (то есть, верблюда более хорошего возраста)" - приказал Пророк .
Получив более дорогого верблюда, человек сказал Пророку : "Ты рассчитался со мной сполна. Да наградит тебя сполна Аллах!". И тогда Пророк произнес такие слова: "Поистине лучшими из людей являются те, которые лучше всех отдают свои долги".

Таких примеров в жизнеописании Пророка , на самом деле, тысячи. Приведем еще один пример. У Пророка был юный сподвижник по имени Джабир ибн Абдуллах.
Однажды Джабир отправился вместе с Пророком в далекий путь в составе большого каравана. И вот, во время одного из переездов, его верблюд обессилел и начал отставать от каравана, из-за чего Джабир даже собрался отпустить его. И тут к нему подъехал Пророк . Он спросил его о причине отставания. Джабир объяснил ему, что его верблюд идет медленно, потому что обессилел, и поэтому он и отстал от других.
И тогда Пророк слез со своего верхового животного и стал отгонять верблюда Джабира своей тросточкой, а потом сказал Джабиру: "Садись". Когда Джабир снова сел верхом, верблюд, который до этого еле плёлся, совершенно преобразился, и побежал так резво, как не бегал никогда прежде - так, что Джабиру даже пришлось удерживать его, чтобы он не обходил Посланника Аллаха .
А затем Пророк задал Джабиру вопрос: "Продашь ли ты мне своего верблюда?". Джабир не хотел продавать своего верблюда, потому что он использовал его для полива, а другого верблюда у него не было. Но, все же, он постеснялся отказать Посланнику Аллаха и даже выразил желание отдать верблюда просто так. Но Пророк настаивал именно на продаже. И тогда Джабир продал ему верблюда с тем условием, что, прежде доберется на нем до своего дома.
Вернувшись из поездки, Джабир привел верблюда к Пророку , и он расплатился с ним - однако дал ему денег больше, чем было оговорено.
И когда Джабир отправился домой, вдруг Пророк приказал вернуть его. Джабир подумал: "Наверное Пророк зовет меня, чтобы расторгнуть торговую сделку, потому что ему разонравился верблюд, и, наверное, придется забрать верблюда, и отдать деньги".
Но, вместо этого, Пророк сказал ему: "Ты думаешь я торговался с тобой, чтобы приобрести твоего верблюда? Возьми своего верблюда и оставь себе его стоимость. Оставь себе деньги, они твои".

Вот так!

Вот так обходился с людьми Посланник Аллаха . И такого отношения к людям он требовал от своих сподвижников.
Один из них, по имени Джарир ибн Абдуллах как-то раз сказал: "Я пообещал Пророку , что буду совершать наилучшим образом намаз, что буду выдавать закят, и что буду искренне относиться ко всякому мусульманину". И Джарир сдержал свою клятву.
Однажды он купил у какого-то человека лошадь, но когда покинул продавца, обнаружил, что лошадь стоит больше той цены, за которую он ее приобрел. Тогда он вернулся к продавцу и сказал: "Твоя лошадь стоит больше, чем ты у меня попросил. Ты продешевил". И сказав это, дал продавцу столько денег, сколько по его мнению лошадь стоила на самом деле.
Затем он покинул продавца, но испытав лошадь, понял, что ее цена больше той, что он уплатил во второй раз. Он снова вернулся к продавцу и сказал ему: "Ты опять продешевил. Твоя лошадь стоит еще больше", - и дал ему такую сумму, в которую оценил лошадь на этот раз.
Затем он уехал и вернулся вновь, и так продолжалось до тех пор, пока цена лошади от 200 дирхемов не выросла до 800, то есть, в 4 раза. Вот, поистине, воплощение принципа: "Относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе".

Один из выдающихся имамов, последователей сподвижников и ученых по имени Мухаммад ибн Уаси' как-то раз продавал своего осла. К нему подошел человек и спросил: "Будешь ли ты доволен, если этот осел будет моим?". Мухаммад ибн Уаси' ответил ему: "Если бы я был доволен этим, то не продавал бы его".
Таким образом, этот выдающийся ученый и имам дал правдивый ответ. Он не стал расхваливать своего осла, вводя в заблуждение покупателя и обманывая его, и, тем самым, подчеркнув, что он хочет для других того же, чего хочет для себя.

Всевышний Аллах дозволил торговлю и сделал ее одним из благих способов заработка, но только при условии, что она будет вестись в тех рамках, которые установил Создатель. Пророк сказал: "Надежный, правдивый торговец-мусульманин будет в Судный день вместе с пророками, правдивейшими и павшими мучениками".

Таким образом, торговца (бизнесмена, предпринимателя), который уверовал и предался Всевышнему Создателю, поклоняясь Ему одному и отрекшись от поклонения всему, что кроме Него, и который ведет свои торговые дела правдиво и честно, помня о постоянном наблюдении и контроле Всевышнего, и боясь перейти проведенные Всевышним границы - такого торговца ждет довольство и милость Аллаха и в этом мире, и в мире вечном.
Аллах делает его торговлю благословенной, дарует ему благодатный достаток, приумножает ему от Своих милостей, от Своих щедрот. А в вечном мире, в Судный день, Всевышний удостоит его чести оказаться вместе с теми, кого Он облагодетельствовал - с лучшими спутниками: пророками, правдивейшими, праведниками и павшими мучениками.
Торговец, которым доволен Аллах, и которому Он дает свою благодать (барака) - это тот, кто зарабатывает свои доходы дозволенными Аллахом способами, а не наживается на обмане людей или продаже запретных Аллахом вещей, таких как спиртное, наркотики, свинина и прочее.
Торговец, которым доволен Аллах - это тот, кто бывает благодарен Аллаху и тратит заработанные деньги на благие цели, а не на то, что гневит Создателя.
Торговец, которым доволен Аллах - это тот, кто выдает из своего имущества закят, кто отделяет часть своих доходов на помощь бедным, сиротам, на распространение полезных книг и полезного знания, на строительство мечетей, дорог, рытье колодцев, обеспечение людей водой и иные богоугодные цели.

Однажды Посланник Аллаха будучи в Медине вышел, чтобы отправиться к месту молитвы, и увидел людей, которые были заняты торговлей - что-то покупали и продавали.
Он сказал: "О торговцы!" - он воззвал к ним, и все тут же ответили на его зов и устремили у нему свои лица и взоры в ожидании, что же скажет Пророк . Он же произнес: "Поистине, торговцы в Судный день окажутся нечестивцами, кроме тех, которые боялись Аллаха, были благочестивы, делали добро и были правдивы".
В другой раз он обратился к торговцам с такими словами: "О торговцы! Поистине, торговые дела зачастую сопровождаются пустословием и клятвами. Так, разбавляйте же вашу торговлю милостыней".

Торговец, которым доволен Аллах - это тот, кто не забывает, что всё, что он имеет – даровано ему Всевышним и не приписывает свой достаток своим заслугам, говоря подобно богачу Къаруну: "Это дано мне благодаря моему знанию" – то есть, моему знанию о том, как нужно зарабатывать деньги.
Торговец, которым доволен Аллах - это тот, кого его торговые и коммерческие дела не отвлекают от поминания Аллаха, от намаза и от других религиозных обязанностей.
Всевышний похвалил людей, которых их торговые дела не отвлекают от служения Ему, сказав:

"В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть поминается имя Его, прославляют его в них по утрам и вечерам мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, от совершения намаза и выплаты закята. Они боятся того дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им наилучшим образом за то, что они совершили и приумножил им от Своих щедрот.
Аллах наделяет уделом кого пожелает без счета
"

В одном из хадисов Пророка рассказывается о человеке, который, плывя на корабле, продавал людям некий напиток, тайком подмешивая к нему воду. С ним была обезьяна. И вдруг, животное схватило кошелек, в котором были деньги этого человека и забралось на мачту корабля. И оказавшись там, наверху, она стала вынимать монеты из кошелька и бросать их по одной вниз. Одну монету обезьяна бросала в море, а вторую на палубу, одну в море, вторую на палубу. И продолжала делать это, пока таким образом не поделила деньги на две половины, одна из которых уцелела, а вторая сгинула в море.
Удивительная история об обезьянке, на самом деле, является указанием на важный принцип торговли - недопущение мошенничества и обмана.
Всевышний внушил обезьяне уничтожить те деньги, которые ее хозяин заработал путем обмана. В этой истории кроется назидание для каждого разумного человека. Имущество полученное нечестивым, нечестным, богопротивным путем никогда не идет в прок.
Человека ждет расплата за совершенный обман уже в этом мире. Причем, вовсе не обязательно, что деньги, заработанные праведно и честно отделятся от денег, которые заработаны греховно на глазах у их обладателя, как это произошло в истории с обезьянкой. Чаще всего происходит так, что Аллах просто лишает имущество человека благодати (бараки) и деньги уходят либо на лечение болезней, либо на избавление от тюрьмы, либо на вскармливание сына или дочери, которые, став взрослыми, не проявляют в отношении родителей ни благодарности, ни почтения.
Неслучайно говорят в народе: "То, что досталось запретным путем - то уносит ветер".

Сообщается, что один человек торговал молоком и разбавлял его водой. И вот однажды пришла стихия и водный поток унес все его стадо.
Вода, которой он разбавлял молоко, уничтожила то, что было источником его молока - скот! Человек начал рыдать и стал восклицать: "Капля по капле - и вот вода превратилась в бурный поток. Это кара за то, что уготовили твои руки. И, поистине, Аллах не притесняет своих рабов".
Но страшнее земного наказания то, что ждет людей, торгующих неправедно и нечестно, после смерти - в жизни вечной. Обман в торговых и финансовых операций является большим грехом и обрекает человека на гнев Аллаха.

Одним из самых распространенных видов обманов в торговле является обвешивание, или же обмеривание. В Коране даже есть отдельная глава - сура, которая называется "Обвешивающий".
В ней говорится:

"Горе обвешивающим, которые когда им отмеривают люди, требуют дать им сполна, а когда сами отмеривают или отвешивают для других, сбавляют вес или меру, причиняя ущерб. Разве же они не думают о том, что будут воскрешены для Великого дня - того дня,
когда люди предстанут перед Господом миров
"

Сообщают, что когда Пророк прибыл в Медину, совершив переселение из Мекки, в городе был человек по имени Абу Джухейна, который имел два мерника - одним он отмеривал товар для людей, когда продавал его, а вторым отмеривал товар для себя, когда покупал у других. И тогда Всевышний ниспослал эти аяты.
В этих аятах Всевышний угрожает горем тем, кто обвешивает. Эти люди, если кто-то отмеривает или отвешивает для них, то требуют полного соблюдения своих прав, а когда сами отвешивают или отмеривают для других, тогда наносят урон и недодают положенного.

Как же они не думают о предстоящей встрече с Аллахом, об ожидающем их справедливом расчете?
Как они не боятся кары Всевышнего?
Как не боятся загробных мук?

Именно этот грех практиковал один из погубленных Аллахом народов – народ мадьяна. Пророк сказал: "Если люди начинают обвешивать или обмеривать, то их непременно постигают неурожайные годы, тяжелое добывание хлеба насущного, и несправедливость правителей".

Один из выдающихся имамов и исламских ученых Малик ибн Динар поведал, что как-то раз он зашел к своему соседу, который находился при смерти и увидел, что тот все время повторяет слова: "Две горы из адского огня! Две горы из огня!".
- "Что такое ты говоришь?" - спросил его Малик.
- "О Абу Яхья!" - сказал сосед - "У меня было 2 мерника - одним я отмеривал для людей, а другим для себя".

И вот эти два мерника представились ему теперь перед смертью двумя горами из Адкого огня. Малик встал и, схватив эти мерники, стал бить их друг о друга. Сосед воскликнул: "О Абу Яхья! Каждый раз, когда ты бьешь их друг о друга, становится еще страшнее и ужаснее". И затем он умер, не оправившись от своей болезни.

Обвешивание и обмеривание - это одна из форм воровства и вероломства. Аллах говорит, что обвешивающих ждет "уэйль". Что это такое?
Уэйль - это великое и ужасное мучение, а также название одной из Адских долин, жар которой столь велик, что если бы в нее попали горы этого мира, то растаяли бы в ней.

Один из наших праведных предшественников поведал, что, однажды, он зашел к умирающему больному и стал напоминать ему о том, что нужно произнести слова "ля иляха илля-Ллах, Мухаммадан расулю-Ллах" ("Нет истинного Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад - Посланник Аллаха"), но тот никак не мог произнести этих слов.
- "Что с тобой, мой брат? Я напоминаю тебе об этих словах, а твой язык не хочет произносить их?".

Тогда больной ответил: "О мой брат! Язычок весов не дает говорить моему языку".
- "Неужели ты обвешивал людей?!" - удивился посетитель.
- "О нет, клянусь Аллахом!" - ответил умирающий - "Но бывало, что я подолгу не проверял точность своих весов".

Задумайтесь!
Если таков конец человека, который не выверял весы, то что же ожидать тому, кто обвешивает на них, если он не раскается в своем грехе?

Способов обвешивания придумано множество.
Иногда продавец бросает товар на весы, но едва тот коснется чаши, тут же, убирает его - до того, как весы покажут точный вес.
Другие продавцы держат сухой, но гидроскопичный товар во влажной комнате, чтобы тот впитал воду и стал тяжелее.
Третьи делают выемку в дне гири, чтобы та стала легче.
Четвертые незаметно давят на весы рукой или ногой.
А некоторые продавцы научились обманывать даже электронные весы. Например, делая калибровку, они ставят на весы 900 грамм, а записывают их как килограмм и, получается, что товар всегда весит больше своего реального веса на 10%.

Однажды сподвижник Пророка Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) проходил мимо торговца и сказал ему: "Бойся Аллаха и соблюдай вес и меру, ибо обвешивающие и обмеривающие будут стоять в Судный день до тех пор, пока их пот не достигнет середины их ушей".
Еще один предшественник сказал: "Горе тому, кто продает за зернышко, которое недовешивает, Рай, ширина которого равна небесам и земле. И горе тому, кто покупает себе мучительную адскую кару за зернышко, которое забирает сверх меры".

Еще один обман в торговле - это сокрытие недостатка товара. Однажды Пророк проходил мимо человека, который продавал зерно. Зерно лежало горкой и на первый взгляд казалось, что оно сухое и добротное. Но Пророк засунул руку в зерно поглубже и его пальцы почувствовали влагу.
- "Что это такое, о хозяин зерна?!" - спросил Пророк .
- "На мое зерно попал дождь, о Посланник Аллаха" - объяснил человек.
- "А почему же ты не выложил мокрое зерно поверх горки, чтобы его могли видеть люди?!" - сказал Пророк , а затем добавил: "Кто обманывает - тот не имеет ко мне отношения!".

Нельзя скрывать недостатки товара, зная них! Нужно честно рассказать о них покупателю.
Пророк сказал по поводу двух людей, которые заключают торговую сделку: "Если они (то есть, покупатель и продавец) будут правдивы и разъяснят друг другу, как есть - все, что связано с качеством товара и с оплатой, то их торговая сделка будет благословенной, благодатной. Если же они скроют правду и солгут друг другу, то их торговая сделка будет лишена благословения и благодати".

К великому сожалению, сокрытие недостатка товара - это весьма распространенное явление.
Многие даже считают это непременным условием успешной торговли. Многие считают умение скрыть недостаток товара - торговым искусством.
Продавцы овощей и фруктов прикрывают испорченный товар качественным.
Продавцы автомобилей, мобильных телефонов, бытовой электронной техники скрывают от покупателей несоответствие их товара установленным требованиям.
Продавцы пищевых продуктов скрывают точную дату производства их продукции или их истинного производителя, а иногда, даже, скрывают их несоответствие медицинским нормам. Дополнительный доход, полученный от сокрытия недостатка товара является запретной (харам) и он не может принести человеку ничего, кроме вреда.

Еще одна форма обмана проведения торговли - это ложная клятва для сбыта товара. Пророк указал на то, что в Судный день одним из тех, с кем Всевышний не заговорит, на кого Он не посмотрит, и кому уготовано мучительное наказание будет человек, который продает другому товар и при этом лживо клянется Аллахом, что сам купил его за такую-то цену. И покупатель верит ему.

Клятва, которая произнесена для того, чтобы завладеть незаконно чужим имуществом - это один из величайших грехов. Очень часто продавцы лживо клянутся покупателям, что приобрели товар по такой-то цене. Для чего? Чтобы убедить покупателей, что имеют совсем небольшую прибыль и поэтому не могут отдать товар дешевле.
Иногда, когда покупатель просит уступить товар дешевле, продавец клянется, что вот до этого, только что, к нему подходил другой покупатель и предлагал такую же или бóльшую цену, но он не согласился отдать за нее свой товар.
Многие продавцы лгут, что продаваемая ими вещь - это последняя, что они уже распродали весь свой товар (товар данного вида) и, тем самым, они заставляют покупателей поспешить с покупкой.

Обманывают посредники, арендаторы, партнеры, арендодатели.
Обманывают даже некоторые врачи! Они прописывают пациенту лекарство, стремясь получить бонусы от фармацевтических фирм. Хотя есть такое же лекарство, но по более низкой цене. Или же назначают пациенту анализы, в которых нет необходимости.

Как много людей оправдывают свое мошенничество в торговле - то, что они приобретают имущество запретным путем, ссылаясь на свое тяжелое финансовое положение, на то, что: "Такова жизнь", на то, что: "Так поступают многие".
Но разве всё это может служить оправданием?! Ведь каждый будет страдать сам за себя и никто не понесет бремя чужого греха - "Каждую овцу вешают за ее собственную ногу".

Тот, кто питает свое тело едой, полученной запретным путем, и обманывает людей - тому Всевышний не отвечает на мольбу. Пророк поведал о путнике, который простирает руки к небу и взывает к Аллаху, но не получает ответа. Почему?
Потому что, его еда, питье, одежда - харам, получены запретным путем.

О человек, зарабатывающий свой хлеб неправедно! Знай, что, даже те средства, которые ты тратишь на богоугодные цели не будут приняты от тебя Аллахом, если они получены запретным путем. Пророк сказал: "Кто получил деньги греховным способом, а затем потратил их на помощь родственникам, на милостыню, или на пути Аллаха, то все это будет собрано воедино и брошено в Адский огонь".
Пророк сказал, что человек в День суда не сможет сдвинуться со своего места, пока не даст Аллаху отчет - как он зарабатывал свое имущество и на что он его тратил.

Давайте будем проявлять терпение и довольствоваться тем благим пропитанием, которое Аллах позволяет нам заработать дозволенными способами. Тому, кто боится Аллаха и не посягает на запретное, тому Всевышний дает выход и облегчение.
Он сказал:

"А кто боится Аллаха, тому Аллах дает выход и наделяет его пропитанием оттуда, откуда он и не ожидает"

Пусть Всевышний простит всех верующих мужчин и женщин, живых из них, и умерших.
Пусть Он дарует нам благо в мире земном, и в мире вечном. Амин.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Re: ПОСЛАНИЕ К ТОРГОВЦАМ | Абу Яхья

Сообщение »

Амин!!!
ДжазакАЛЛАХу хайран за статью!!!!!
Аватар пользователя
sentyabr1984
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 02 май 2015, 19:58

Re: ПОСЛАНИЕ К ТОРГОВЦАМ | Абу Яхья

Сообщение »


Передают со слов Малика ибн Анаса о том, что Аль-'Аляи ибн 'Абду-р-Рахман ибн Я’къуб передал со слов своего отца, передавшего от его деда, который сказал: "'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: "Пусть не торгует на нашем рынке никто, кроме того, кто изучил религию!"". ат-Тирмизи, 487. Абу 'Иса ат-Тирмизи сказал: "Хадис хороший редкий". Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным, а шейх аль-Альбани - хорошим. См. "Муснад аль-Фарукъ", 1/349; "Сахих ас-Сунан ат-Тирмизи", 1/275.

В другой версии этого сообщения сказано: "Халиф 'Умар, бывало, обходил рынок, бил кнутом некоторых торговцев и при этом говорил: "Пусть не торгует на нашем рынке никто, кроме того, кто изучил религию, а иначе он войдёт в ростовщичество (риба), хочет он того или нет!"". См. "аль-Маджму'", 14/139.
_______________________________________________

Шейх Ахмад Шакир в примечании к этому асару 'Умара сказал: "Да, до тех пор, пока такой человек не будет знать то, что берёт и оставляет, знать о халяле и хараме, чтобы не портил покупку и продажу людей при помощи запретного и лжи. Чтобы он также не вверг покупателя в ростовщичество, о котором тот может не знать. Одним словом, это для того, чтобы торговля мусульман была исламской, правильной и чистой, в которой не будет ни хитрости, ни обмана, чтобы касательно этого сердца мусульман и не мусульман были спокойными". См. "Та'ликъат 'аля аль-Джами' ат-Тирмизи", 2/357.
'Ата говорил: "Религиозные собрания – это собрания, в которых познаётся дозволенное и запретное, как покупать и продавать, как совершать молитву, поститься, жениться, разводиться, совершать хадж, и т.п.". Ибн Муфлих в "аль-Адабу-ш-шар’иййа", 2/34.
Ибн Нуджайм аль-Ханафи говорил: "Раньше, когда торговцы отправлялись в путь, они брали с собой факъиха, к которому обращались с вопросами. А имамы Хорезма говорили: "Необходимо, чтобы у торговцев были друзья из числа факъихов"". "аль-Бахр ар-раикъ".
_______________________________________________

Что же касается праведных и честных торговцев, избегавших запретного, то им за это уготована великая награда.

Со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Праведный, честный торговец будет (в Раю) среди пророков, праведников и шахидов". ат-Тирмизи, 1209; ад-Дарими, 2539; ад-Даракъутни, 291. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу 'Иса ат-Тирмизи, Ибн Таймиййа, аз-Захаби, аль-Альбани. См. "Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб", 1782-1783.

Из рассылки саляф-форума
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3439
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron