Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух уважаемые братья!
Нам известно, что среди тех мусульман, которые работают в сфере монтажа систем отопления, водоснабжения, в общем сантех коммуникаций, распространена следующая схема заработка:
Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал. Закупают материал в тех магазинах, в которых у них налажены какие-то отношения и которые делают для них скидки по ценам, за каждую позицию того или иного комплектующего или оборудования. Вобщем, берут у заказчика определенную сумму денег и считают смету на расход всего материала по одной цене, а покупают уже в "своем" магазине по заниженной и разницу от этого оборота кладут себе в карман. Заказчик об этом естественно ничего не знает.
Скажите пожалуйста, является ли данный вид заработка харамом?
Прошу ответить на вопрос, т.к. в эту вещь попали многие из братьев, которые в стремлении легкой наживы, закрывают глаза на выяснения того, является ли этот вид заработка дозволенным или нет.
Аватар пользователя
Tanika
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 22:26

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баркатух!
Tanika писал(а):Нам известно, что среди тех мусульман, которые работают в сфере монтажа систем отопления, водоснабжения, в общем сантех коммуникаций...

А еще в сфере кладки, кровли, отделки, электрики и т.д.

Tanika писал(а):распространена следующая схема заработка:
Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал. Закупают материал в тех магазинах, в которых у них налажены какие-то отношения и которые делают для них скидки по ценам, за каждую позицию того или иного комплектующего или оборудования. Вобщем, берут у заказчика определенную сумму денег и считают смету на расход всего материала по одной цене, а покупают уже в "своем" магазине по заниженной и разницу от этого оборота кладут себе в карман.


Обычная схема "самсара" - оказания посреднических услуг. Под "налажены какие-то отношения..." судя по всему, имеется в виду договоренность между продавцом и монтажником делить между собой прибыль от каждого конкретного клиента, которого монтажник привел в магазин (или сам пришел с его деньгами).

Tanika писал(а):и разницу от этого оборота кладут себе в карман


А куда ж ее еще ложить?! Это же их деньги!

Tanika писал(а):Заказчик об этом естественно ничего не знает.


И правильно! Зачем заказчику знать о деньгах, которые принадлежат не ему?!

Tanika писал(а):Скажите пожалуйста, является ли данный вид заработка харамом?

Нет. Не является.

Tanika писал(а):Прошу ответить на вопрос, т.к. в эту вещь попали многие из братьев, которые в стремлении легкой наживы, закрывают глаза на выяснения того, является ли этот вид заработка дозволенным или нет.


Вероятно, они не усматривают в этом ничего запретного, и действуют по вполне уместному в данной ситуации принципу "все дозволено, пока не доказано обратное!"
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

В постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:
«Человек является директором торговой фирмы, выступающей посредником в сделке между производителем товара и частными предпринимателями. Деятельность фирмы заключается в демонстрации образцов продукции предпринимателям и в последующей их продаже им по ценам производителя. За свою деятельность фирма получает определенные, заранее оговоренные, комиссионные от производителя. Имеет ли право фирма взимать за это плату или это является грехом?»

Ответ:
«Если все в действительности обстоит так, как вы описали, то взимание платы за эту деятельность является дозволенным, и вы не совершаете никакого греха». См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/125.

Также шейху Ибн Базу, да смилуется над ним Аллах, был задан похожий вопрос:
«Можно ли риэлтору, занимающемуся поиском квартир или помещений для аренды, взимать за это плату с арендатора».

На что шейх ответил:
«Нет никаких проблем в том, чтобы ты брал плату за эту свою деятельность. Эта плата также еще называется комиссионными. Однако тебе необходимо проявить усердие в поиске подходящего помещения, удовлетворяющего требованиям арендатора, и помочь ему в заключении договора с арендодателем. Во всем этом, если будет угодно Аллаху, нет никаких проблем при условии, что все эти операции не будут содержать в себе обмана или мошенничества. Таким образом, если ты будешь правдив и выполнишь все свои обязательства в поиске необходимого помещения, не обманув никого и не проявив зульма кому-либо из сторон, то ты, если будет угодно Аллаху, на благом (хъайр)». См. «Фатауа Ибн Баз» 19/358.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Каково постановление Шариата о ситуации, когда человек советует покупателю приобрести товар в фирме,
которая выплачивает ему за это посреднические комиссионные.



Вопрос: «Один из моих знакомых занимается торговлей специального оборудования и станков. В свое время он продал один из этих станков заводу, в котором сейчас я работаю (работаю с этим оборудованием). Меня же, в свою очередь, владелец другого завода-конкурента, занимающегося выпуском той же самой продукции, что и наш завод, попросил дать координаты моего друга, с целью приобретения этого оборудования. Мой вопрос заключается в следующем: «Имею ли я право дать ему координаты моего знакомого, поскольку я боюсь, что это может быть предательством по отношению к владельцу завода, на котором я тружусь. Ведь я понимаю, что это оборудование производят и другие фирмы, в том смысле, что завод-конкурент может приобрести его и у других поставщиков. Также обратите внимание, что в результате осуществления этой сделки, я получу определенную плату от фирмы моего друга».

Ответ:
Хвала Аллаху!
Из вашего вопроса мы поняли следующее: Вы указываете одному из заводов адрес и координаты фирмы вашего друга, занимающейся выпуском необходимого ему оборудования, для последующего приобретения им специального оборудования выпускающего ту же продукцию, что и ваш завод, а также что приобретение этого оборудования доступно вашему конкуренту, как в фирме вашего друга, так и в любой другой фирме. И что если эта сделка осуществится, вы получите свои комиссионные в виде определенной суммы от фирмы вашего друга.

В этом нет ничего предосудительного, поскольку все это относится к посредническим услугам (самсара), и, ко всему прочему, это не является предательством вашего непосредственного начальства. Следует отметить также и то, что посреднические комиссионные могут являться определенной фиксированной платой, так и процентным выражением от стоимости проданного товара (например, 5 %).

Постоянному комитету по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:
«Я привожу клиента на какую-либо фабрику или фирму, занимающуюся торговлей определенного товара, и за это от руководства этой фирмы получаю плату за привлечение клиентов. Дозволено ли мне брать эту плату? Также если клиент приобретает у этой фирмы товар, то фирма на каждую приобретенную клиентом вещь делает дополнительную торговую надбавку, которую в результате забираю я. Дозволено ли это? И если нет, то какие виды комиссионных дозволены?»

Ответ:
«Если руководство фабрики или фирмы выплачивает вам плату за каждую продажу своего товара с вашей помощью, в качестве компенсации ваших действий по привлечению клиентов, и при этом эти комиссионные не отражаются на конечной стоимости для клиента в виде увеличения цены, и в этом не наблюдается никакого вреда фирмам, торгующим аналогичным товаром, то есть если эта фирма торгует своим товарам по тем же ценам, которые установлены на этом рынке, то нет в этом ничего запретного, и такая плата является дозволенной.
Что же касается ситуации, когда руководства фирмы компенсирует эти посреднические комиссионные за счет клиента, увеличивая для него цену товара, то вы не имеете права брать эту плату, как впрочем и этот продавец не имеет право взвинчивать цену для покупателя, поскольку в этом усматривается очевидный вред и убыток для покупателя».
См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/130.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Сестра работает в ателье по пошиву одежды и отправляет своих клиентов для покупки ткани и материала для пошива в определенные магазины, занимающиеся этим, и имеет за это процент от продажи.



Вопрос: "Одна моя сестра работает в ателье. Она вместе с швеями, непосредственно занимающимися шитьем заключили договор с некоторыми магазинами, торгующими тканями, о том, что они будут отправлять к ним своих клиентов для закупки материала, а они в свою очередь будут выплачивать им за это процент от этих продаж. Сначала это был определенный процент, а затем они договорились, что процент будет не строго фиксированным, но примерно таким же, как прежде. Дозволено ли имущество, полученное таким путем?"

Ответ:
Хвала Аллаху!
Нет ничего запретного, в том, чтобы отправлять клиентов в определенные лавки торгующие тканями, получая за это определенную плату или процент от суммы, которую оставит клиент в этих лавках при покупке товара.

Так факъихи разрешают взимать плату за свои услуги посредникам и маклерам. И нет никаких проблем, чтобы это был определенный процент от проданного товара.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) издал следующую фатву: «Разрешается маклеру или посреднику взимать плату за свои услуги в виде процента от установленной цены на товар. Данную плату посредник имеет право брать как с продавца, так и с покупателя, в зависимости от того, с кем у него была договоренность. При условии чтобы кому-либо не было причинено этим несправедливости или вреда». См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/131.

Однако не допускается, чтобы плата за эти услуги неизвестной, чтобы между вашей сестрой и хозяевами лавок не возникло споров, например, если они выплатят ей определенную сумму, которая, по ее мнению, будет меньше той, которая полагается. Исключение же составляют случаи, когда ваша сестра выступает посредником безвозмездно, без требования за этой какой-либо платы, а хозяин торговой лавки, в свою очередь захочет отблагодарить ее как-либо и может дать ей сколько пожелает.

Однако в основе дозволенности таких взаимоотношений лежит условие правдивости и искренности с клиентами. Так, например, нельзя отправлять их в эти лавки, зная, что есть другие, в которых этот же материал продается за меньшую цену, или, зная, что за эту цену можно приобрести более качественный материал, чем тот который продается в этих лавках.
Аллаху же ведомо лучше!
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Посреднические услуги и взимание за это платы без ведома клиента


Вопрос: У нас в Египте есть фирмы, занимающиеся торговлей косметической продукцией, парфюмерией, кремами и т.п. Например «Amway» «Avon» «Oriflamme» и т.д. Также некоторые подобные фирмы занимаются продажей продуктов питания. Чтобы получить членство в этих фирмах необходимо, либо сделать вступительный взнос в размере 10 гиней («гинея» – денеж. ед. Египта), либо набрать необходимое количество бонусных баллов. В дальнейшем став участником данной торговой фирмы вы получаете особые привилегии компании. Так, в частности, вы приобретаете скидки на все выпускаемые фирмой товары, что дает возможность вам приобретать продукцию фирмы для собственных нужд по особым, сниженным ценам. Также, занимаясь распространением продукции фирмы, вы получаете еще целый ряд привилегий в виде различных наград, подарков и поощрительных призов. Так, каждый сотрудник фирмы получает от фирмы каталог их продукции и занимается представлением и демонстрацией товара своим родственникам, друзьям и просто знакомым. В данном каталоге фирмой установлены конечные цены для клиентов. То есть, если кто-либо из клиентов выбирает понравившийся ему товар и его цена, к примеру, будет 20 гиней, затем сотрудник берет с клиента эти 20 гиней, отправляется в фирму и приобретает этот товар уже по своей специальной цене, скажем, за 10 гиней, а разницу, в виде оставшихся 10 гиней, он кладет себе в карман. Необходимо отметить, что все это делается с ведома фирмы, которая расценивает эти 10 гиней как посредническую плату, однако клиент ничего об этом не знает. Мой первый вопрос заключается в следующем: Если человек берет с клиента 20 гиней, а затем приобретает товар за 10 гиней, а оставшиеся 10 оставляет себе, является ли это обманом? И, вообще, посоветуйте какой способ торговли наиболее подходящий и более правильный согласно Исламу: например, если сотрудник демонстрирует товар клиенту по каталогу, клиент желает приобрести понравившийся ему товар, то правильнее клиенту сразу отдать деньги за товар, или же расплатиться после того, как сотрудник доставит ему этот товар из фирмы? И не будет ли это считаться торговлей с предоплатой (сильм), которую запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует? Мой второй вопрос следующий: Те 10 гиней в качестве вступительного взноса для вступления в фирму, о которых я упоминал в начале, является ли это харамом, в том смысле, что человек делает денежный взнос гораздо меньшей суммой, чем та, которую он приобретет в результате купленного членства в фирме, в виде подарков призов, привилегий и посреднических комиссионных? То есть, является ли это къимаром (азартным взносом, ставкой)? Существует и другой способ приобретения членства в этих фирмах, так если человек желает стать сотрудником фирмы, он должен получить каталог продукции, и продать товаров из этого каталога общей суммой на 25 баллов (каждому конкретному товару в каталоге присваивается своей количество баллов). Если человек наберет это необходимое количество баллов, то также станет сотрудником этой фирмы и получит все привилегии компании. Является ли этот способ дозволенным?

Ответ:
Хвала Аллаху!
Во-первых, человеку нельзя делать вступительный взнос в размере 10 гиней или же заниматься набором необходимого количества баллов, чтобы впоследствии став сотрудником фирмы, получить скидку на все товары, поскольку все это является къимаром (азартом), ведь человек сделав этот вступительный взнос в виде фиксированной платы, затем взамен может компенсировать этот взнос благодаря скидке в равном размере, а может и в большем или меньшем! Так, учитывая все это, «Исламская академия Фикъха» издала фатву о запрете использования дисконтных карт, приобретаемых за деньги. Подробнее об этом вы можете узнать в фатве нашего сайта № 152076.

Во-вторых, рассматривая этот вопрос в отрыве от сотрудничества с подобными фирмами, использующими принцип финансовой пирамиды, а также в отрыве от использования платных дисконтных карт, следует отметить, что человек имеет право выступать посредником в сделке между покупателем и продавцом, как в покупке, так и в приобретении товара. Так, например, если клиент хочет приобрести какой-то товар, посредник может предоставить ему свои услуги взамен на денежную плату от клиента за свою работу, при условии, что это все будет оговорено с клиентом. Например, посредник говорит клиенту: «Цена этого товара 10 гиней, и моя плата, за свои услуги вам, составит 10 гиней. Итого 20 гиней. Это плата за мой поиск необходимого товара и его доставку». В данном случае посредник работает на покупателя. При этом он не имеет права обманывать его или делать вид, что работает бесплатно, или же вступать в сговор с продавцом, чтобы он искусственно завысил цену для клиента. Если же посредник не оговаривал с клиентом условий посредничества и взимания за это платы, и приобрел для него товар, то в данной сделке он выступает его уполномоченным лицом и не имеет право взять из его денег что-либо без его ведома, также не имеет права вступать в сговор в продавцом, чтобы взять плату с клиента за свою работу, поскольку все это будет являться обманом!

Также посредник может выступать представителем продавца и работать на него, а именно предоставлять клиенту товар за 20 гиней, за что продавец будет выплачивать ему плату в размере 10 гиней или же в размере 50 процентов от продаж. Как это делает фирма, о которой вы задаете вопрос. В данном случае это расценивается как посреднические комиссионные выплачиваемые продавцом товара, а не покупателем, поэтому абсолютно не является условием, чтобы покупатель знал об этом. Однако нельзя специально взвинчивать цену товара, чтобы в итоге покупатель оказался переплатившим настоящую цену товара.

Также посредник имеет право сначала сам купить определенный товар, а затем перепродать его клиенту, зная, что ему требуется именно этот товар, и он говорит: «Я куплю этот товар, а потом продам его тебе по такой-то цене». Однако это при условии, что он перепродаст его клиенту только после того, как сам станет собственником этого товара и заберет его от первого продавца, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговлю тем, чем человек еще не владеет. Подробнее об этом вы можете узнать из фатв нашего сайта № 143067 и № 152859.

Что же касается торговли с предоплатой (сильм), то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запрещал его, напротив он разрешил его и дозволил. Сильм – это продажа определенного товара в строго установленный срок в будущем, за цену указанную в договоре. Когда, например, продавец договаривается с клиентом о продаже ему 100 са’ риса в определенный срок в будущем, а деньги забирает сразу, уже при заключении договора.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал
: «Пусть тот, кто станет платить заранее, платит за известный объем и известный вес, договариваясь на определённый срок». См. «Сахих аль-Бухари»/2241 и «Сахих Муслим»/1604.
Аллаху же ведомо лучше!
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

ДжазакумуЛлаху хъайран за ответ.
Хотелось бы уточнить, т.к. бывали случаи, когда заказчики, после покупки монтажником материала брали чек, и с ним отправлялись в тот же магазин и сравнивали разницу, между фактической стоимостью материала (которую ему предложил магазин) и той цифрой, которая была обозначена в чеке, после чего возникал конфликт. Вопрос возник после очередного инцидента, когда заказчик узнал о значительной разнице фактической стоимости всего материала, которую ему посчитали в магазине, и той которую ему предлагает монтажник, после чего расторг с ним все отношения, грубо говоря выгнал с объекта.
Аватар пользователя
Tanika
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 22:26

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Уа антум фаджазакумуЛлаху хайран.
В описанном вами случае, я так понимаю, было расхождение в сумме по чеку от монтажника и розничной цене в магазине. Если так, то либо сам монтажник завысил реальную стоимость товара, либо это сделал продавец, не посвящая монтажника, чтобы с образовавшегося излишка выплатить ему оговоренный процент, либо это было сделано ими обоими в сговоре для того, чтобы заиметь больше денег с покупателя. В этом случае факт обмана и мошенничества налицо. Но кто виноват в этом, вопрос спорный. Необходимы уточнения.

Еще хотелось бы отметить, что если скажем в обозначенном магазине действовала временная акция на скидку, скажем, с отопительного котла, то в данном случае монтажник не имеет права присваивать эту скидку себе, так как скидка предоставлялась всем (в том числе и покупателю, если бы он сам как частное лицо пришел в этот магазин). В данном случае монтажник может рассчитывать лишь на скидку, которую продавец предоставит ему сверх скидки по акции (однако это маловероятно).
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Кстати, не стоит упускать из внимания, что цена на материал могла снизиться в виду нестабильного курса валют. Хотя если разница существенная, в качестве оправдания монтажника (или продавца) это вряд ли сгодится.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Извините брат, возможно изначально вопрос был сформулирован неверно, но в том и дело, что судя по всему, не магазин платит комиссию, за привод клиента, а заказчик получается переплачивает за материал, т.к. магазин делает скидку ровно как монтажнику, так и заказчику, а откуда берется конечная сумма и на каком принципе основана система скидок, Один Аллах знает. мы ни в коем случае не хотим навредить кому то, а лишь избежать запретного и удержать от него наших братьев!
ДжазакумуЛлаху хъайран вам за ответ, в общем случае им самим видней, что да как, а из вашего ответа предельно ясно, когда можно брать комиссионные за клиента, а что является обманом. Они причитают ин шаа Аллах и пусть решают сами! БааракаЛлаху фикум!
Аватар пользователя
Tanika
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 10 ноя 2011, 22:26

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Уа антум фаджазакумуЛлаху хайран, уа фикум баракаЛлах!

Если известны такие переменные как продавец, монтажник, затраченные средства, и объем закупок, то уверен, что с помощью Аллаха, решить эту задачку не составит большого труда.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

Ассаламу 'алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Чё-то я не совсем понял один момент.
Tanika писал(а):Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал.

Когда они берут деньги, они ведь говорят хозяину что этот материал ему обойдется во сколько-то! И скрывают потом что он обошелся им дешевле! Разве это не обман?
tik
 
Сообщений: 399
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 05:16

Re: Является ли дозволенным такой вид заработка?

Сообщение »

tik писал(а):Ассаламу 'алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Чё-то я не совсем понял один момент.
Tanika писал(а):Они составляют смету заказчику и берут у него деньги на материал.

Когда они берут деньги, они ведь говорят хозяину что этот материал ему обойдется во сколько-то! И скрывают потом что он обошелся им дешевле! Разве это не обман?


Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!
Это будет обманом только в том случае, если в смете будет указана цена выше розничной цены этого магазина (т.е. если цену завысит либо монтажник, либо сам продавец). Если же в смете будут отражены розничные цены, то никакого обмана нет - сколько стоит материал, столько заказчик и платит. А какие комиссионные с прибыли продавца за эту сделку получит монтажник за привлечение клиента - заказчика интересовать не должно. Так как это дело продавца и самого монтажника. Может по доброте душевной продавец отдаст всю прибыль монтажнику, а может и сверх того - это их личное дело. Заказчик заплатил справедливую цену и взамен получил материал. А скидку, которую монтажник нарабатывает себе в магазинах (иногда годами), нужно считать поощрением от продавца за привлечение к нему клиентов, а следовательно увеличения его товарооборота. Монтажник приводит в магазин к продавцу за год десятки (а может и сотни) клиентов, а если заказчик сам придет в магазин, то это будет лишь разовая закупка на многие года вперед. Посудите сами, есть ли резон продавцу скидывать ему с розничной цены?! Конечно нет. Он делает скидку за товарооборот, который обеспечивают ему монтажники.
О взимании комиссионных монтажник должен сообщить заказчику лишь в том случае, когда он берет их с него. Т.е. говорит например: "Саид, ты не знаешь какой погонаж трубы тебе необходимо закупить, не знаешь необходимое количество и диаметр запорной арматуры, не знаешь торговые бренды в этой сфере, которые были бы оптимальными в соотношении цена-качество, не знаешь какой суммарной тепловой мощности тебе требуется отопительный котел, не можешь рассчитать гидравлику своей системы отопления, а потому не знаешь какой производительности подобрать насос (или несколько насосов), не знаешь какой коллектор теплого пола лучше, не знаешь какого объема необходимо брать бак-экспанзомат, и наконец, не знаешь как рассчитать количество секций радиаторов и какая номинальная теплоотдача секции у каждого производителя. Учитывая все это, предлагаю доверить закупку материала мне. Я куплю все, что нужно, и за свою услугу возьму комиссионные, которые составят 5% от общей суммы закупки. Если же ты будешь покупать все сам, то я уверен, что ты купишь не то, что необходимо и в итоге мне все равно придется менять материал, и комплектовать его заново, и делать это бесплатно я не собираюсь. Доверься мне сразу, в итоге сэкономишь свое время, а соответственно и деньги. Воспользовавшись моими услугами, ты вдобавок ко всему получаешь гарантию правильности подбора материала, ответственность за что я беру на себя".
В нашем же случае, монтажник делает это все бесплатно для заказчика (либо по доброте душевной, либо потому что эта услуга изначально была заложена ими в стоимость работ). А комиссионные, которые получает монтажник, он берет от продавца, которому он тоже оказывает огромную услугу тем, что приводит к нему "жирного" клиента.
К слову сказать, монтажник может с одной сделки получить комиссионные как с заказчика, так и с продавца.
Мое личное мнение, что без посредников (особенно в этой сфере) - проблемы были бы у всех. У заказчика - с потерей времени и отсутствием гарантий, у монтажника - с работой неподходящим материалом, у продавца - с привлечением клиентов.
Аллаху Аълям!

Самое главное, чтобы посредники были добросовестными. Это основа в этом вопросе!

Ибн Къудама (известнейший ученый ханаблисткого мазхаба) писал: «Допускается человеку нанимать за деньги самсара (посредника), для того, чтобы он купил для него одежду, например. Это разрешали Ибн Сирин, ‘Ата и Ибрахим ан-Нахъа’и. Дозволено нанимать самсара как на определенный срок, как, например, когда хозяин денег нанимает посредника сроком на десять дней, и при этом обязанности и срок договора известны. Так и без определенного срока, когда хозяин составляет договор лишь об обязанностях посредника и выделяет ему с каждой затраченной тысячи дирхамов определенную часть - и такая сделка также будет действительной.
Также дозволено нанимать посредника, для того чтобы он продал товар человека, например одежду, о чем говрил Имам аш-Шафи’и. Поскольку это дозволенная сделка и в ней посредник может замещать продавца. Таким образом нанимать его за плату в продаже можно, точно также как можно это и в покупке товара».
См. «Аль-Мугъни» 8/42.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron