ЗАДАТОК (Арабун) и ЗАЛОГ (рахн)

Сообщение »

Хуршед С(8:47) :
Неделю назад я разговаривал с Шейхом Салихом Ас-Сухайми по вопросам торговли. И он машааЛла ответил. Я спросил "что вы скажете по поводу байъа арбун (залог)?"

Хуршед С (9:00) :
Пришел хадис в котором пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил заниматься покупкой под залог. Например, ты покупаешь машину и говоришь "я куплю твою машину за 3100$" и даешь 100$. И говоришь "если не приду, ты продавай и забирай 100$, которые я тебе дал". Это называется Арбун или Урбан - вот это пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил, но все хадисы, которые пришли - они не достоверные. И я спросил Шейха.

Хуршед С (9:26) :
И он сказал: То, что хадис не достоверен - это по мнению устаза Альбани, но есть другие ученые, которые сказали, что он хасан. И если есть разногласие между учеными, то желательно (мустахаб) для нас - избежать разногласия (то есть удержаться от покупки с залогом).
Аватар пользователя
Ali
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 18:12
Откуда: Минск

Re: О покупке с залогом. Шейх Салих Ас-Сухейми

Сообщение »

АсСаляму уаллекум уарахматуЛлахи уабаркятух!
Что-то я не понял...?Брат,что теперь если один брат покупает у другого компьютер в два захода,т.е. сначала дает к примеру 8000 рублей,а потом к примеру 5000рублей-это сделка в которой есть разногласия?Или при покупки мебели делает первоначальный взнос-это то же сомнительное?Ничего не понимаю...Поясни
Abuhameed al-Balkari
 
Сообщений: 83
Зарегистрирован: 30 мар 2009, 13:06

Re: О покупке с залогом. Шейх Салих Ас-Сухейми

Сообщение »

АсСаляму уаллекум уарахматуЛлахи уабаркятух!

Брат Abuhaled, Внимательно еще раз прочитай о чем речь.

Речь о распространенной схеме покупки, когда потенциальный покупатель дает небольшой ЗАДАТОК (не залог!).
Т.е я допустим продаю квартиру, ко мне приходит человек и говорит: я беру квартиру, вот тебе задаток 10,000 рублей, больше никому не предлагай. По условиям договора задатка если потенциальный покупатель передумает, то задаток остается продавцу в качестве компенсации за потреянное время( т.е он не мог продавать, так как имел обязательства перед тем, кто дал ему задаток.)

К топикстартеру: правильно говорить не залог, а ЗАДАТОК. Из-за этого и непонятки. Так как это разные термины.

В примере с компом речь о РАССРОЧКЕ. Там вообще другие положения. И в этом нет проблем.
Abu Sofia
 
Сообщений: 34
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 14:17

Re: О покупке с залогом. Шейх Салих Ас-Сухейми

Сообщение »

Джазакя -Ллаху хайран!Теперь,вроде въехал.
Abuhameed al-Balkari
 
Сообщений: 83
Зарегистрирован: 30 мар 2009, 13:06

Re: О покупке с залогом. Шейх Салих Ас-Сухейми

Сообщение »

Ассаляму алейкум!
Abuhaled писал(а):Джазакя -Ллаху хайран!

УА ийакя

Кстати раз речь зашла о термине Залог, хотелось бы спросить каково положения Шариата относительно этого вида сделок. Приведу пример: Допустим я решил занять крупную сумму денег у некоторого брата(допустим 100,000 дол), при этом у меня есть недвижимость, которая сопоставима в цене с суммой займа. И брат кредитор в качестве гарантий возврата хочет получить в залог эту недвижимость, на тот случай если я не расчитаюсь с ним.
Пример я думаю понятен.
Вроде есть упоминание из сиры, что Посланник Аллаха(алейхи саляту уа салям) заложил кольчугу у иудея.

Джазакуму ЛЛАХУ хайр!
Abu Sofia
 
Сообщений: 34
Зарегистрирован: 09 янв 2010, 14:17

Re: О покупке с залогом. Шейх Салих Ас-Сухейми

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлах.
Абу Сафия:
о термине Залог, хотелось бы спросить каково положения Шариата относительно этого вида сделок
...Вроде есть упоминание из сиры, что Посланник Аллаха(алейхи саляту уа салям) заложил кольчугу у иудея.

Шейх Абдулла Аль-Бассам,рахимахуЛлах,сказал в шархе на «Ъумдатуль-ахкам»:
""Заклад(залог) разрешен в Куране,сунне ,иджмаъ и правильной аналогии (кыяс сахих).
Что касается Курана ,то слова Аллаха Всевышнего:
وَإِن كُنتُمْ عَلَى سَفَرٍ وَلَمْ تَجِدُواْ كَاتِباً فَرِهَانٌ مَّقْبُوضَةٌ

«Если вы окажетесь в поездке и не найдете писца, то назначьте залог, который можно получить в руки.»

Аль-бакара,283
…От Аиши,радыАллаху анха, передано, что Посланник Аллаха, салляЛлаху алейхи уа саллям,купил у иудея пищу (в долг) до (определённого) срока и заложил у него свою кольчугу из железа."Аль-Бухари 2068 и Муслим 1603.
«Здесь разрешенность заклада.
. ..Разрешенность на взаимоотношения с неверными(куффар).»
Аватар пользователя
антивирус северный
 
Сообщений: 575
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Сообщение »

Салям алейкум уарахмату-Ллах братья
Небольшое дополнение по теме:
о термине Залог, хотелось бы спросить каково положения Шариата относительно этого вида сделок
...Вроде есть упоминание из сиры, что Посланник Аллаха(алейхи саляту уа салям) заложил кольчугу у иудея.

Есть разница между залогом (рахн) и задатком ('арабун).
Залог - это когда ты берешь что-то у кого-то и оставляешь ему в качестве залога что-то ценное в качестве гарантии. Это дозволено без разногласий.
Второй вариант - это задаток ('арабун; 'урбун; 'урбан), что означает покупку человеком вещи, когда он платит часть суммы в качестве задатка продавцу. И если он не платит оставшуюся часть денег за товар, то этот задаток остается торговцу. См. "Далиль аль-мусталяхат аль-фикъхия" 213.
Вот в отношении этого вида торговли есть разногласия среди ученых. По данной теме относительно запрета на задаток есть хадис от Абдуллах ибн Амра: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил торговлю с задатком ('урбан)". Абу Дауд 3502, Ибн Маджах 2192.
Однако этот хадис слабый по причине слабого и неизвестного передатчика. И слабым этот хадис назвал не только шейх аль-Альбани, но и многие имамы до него, среди которых имам ан-Науауи в "аль-Маджму'" 9/407, хафиз Ибн аль-Муляккъин в "аль-Бадр" 6/525, хафиз аль-Бусайри в "аль-Мисбах" 2/464, и др.
Также есть и другой хадис, указывающий на дозволенность этого вида торговли, который передается от Зайда ибн Асляма: "Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о торговле с задатком, он разрешил это". Ибн Аби Шейба 5/17.
Однако и этот хадис является слабым, о чем говорили хафиз аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар, имам аш-Шаукани, и др. См. "ат-Тальхис" 3/39, "Нейлюль-аутар" 3/523.
Но сторонники дозволенности также опирались на сообщение от Нафи'а, который купил дом в Мекке у Сафуана ибн Умайи для ‘Умара ибн аль-Хаттаба, чтобы использовать его в качестве тюрьмы. И он купил его за сорок тысяч дирхамов в случае, если Умар будет доволен, а если нет, то оставит Сафуану четыреста дирхамов. Ибн Аби Шейба 5/392, ‘Абдур-Раззакъ 5/147, аль-Байхакъи 6/34. Имам Ибн Хазм назвал это сообщение достоверным. См. “аль-Мухалля” 8/374.
Этот асар также приводил имам аль-Бухари в своем Сахихе 9/51.
И это мнение выбрал имам Ахмад, опираясь на данное сообщение, поскольку Умар согласился с условием Нафи'а. См. "аль-Мугъни" 4/313.
Также дозволенность задатка в торговле придерживались многие саляфы из числа таби'инов, как Мухаммад ибн Сирин, Муджахид, Шурайх, Са'ид ибн аль-Мусайиб и др. См. "аль-Мусаннаф" 7/305-306, "И'лям аль-мууаккъи'ин" 3/339.
О дозволенности этого вида торговли также говорил в своем фатуа "Комитет исламской академии". См. "Маджма' аль-фикъх аль-ислями" 76.
Спросили шейха Ибн База: "Каково постановление относительно того, что продавец берет задаток, если торговля не состоялась? Например: Двое людей заключают сделку, если сделка завершается, то покупатель доплачивает оставшуюся сумму, а если нет, то продавец оставляет задаток себе и не возвращает его покупателю".
Шейх ответил: "Нет проблем в том, чтобы взять себе задаток по наиболее правильному из двух мнений ученых. Если продавец и торговец договорились об этом и торговля не состоялась". См. "Фатауа ислямия" 2/384.
По причине упомянутого более сильным мнением является то, что задаток брать дозволено, если об этом договорились продавец и покупатель. Ведь забирая задаток продавец не впустую пожирает чуждое имущество, однако оставляет себе его с согласия покупателя и соглашаясь на его условие, например не продавать никому иному тот или иной товар, ждать его и т.п. А ведь он за это время вполне мог продать товар другому, поэтому этот задаток является компенсацией за хлопоты и задержку продажи своего товара. См. "аль-Мугъни" 4/256.
Кстати, мнение шейха аль-Альбани было в том, что задаток нельзя брать, кроме как если человек за это время потерял клиентов на свой товар, который тот забронировал. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 209, 218.
Аллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron