О посреднических услугах

Сообщение »

Постановление Шариата относительно платного посредничества


Вопрос:
Каково постановление Шариата в отношении посредничества? И является ли имущество, полученное в качестве комиссионных за посредничество, дозволенным?

Ответ:
Хвала Аллаху!
«Ас-Самсара (брокерская деятельность, посредничество) – это посредническая деятельность между покупателем и продавцом. Соответственно, самсар - это человек выступающий посредником для заключения сделки между покупателем и продавцом. Также его называют далляль (маклер), поскольку он указывает (араб. «далля») покупателю на товар, а продавцу на клиента». См. «Маусу’атуль-фикъхия» 10/151.
На самом деле посредничество – это услуга, в которой нуждается большое количество людей, поскольку большинство людей не имеет представления, как вести торговые переговоры; у других нет возможности приобрести какой-либо товар, поскольку они не знают, как его выбирать, и какие недостатки и дефекты он может в себе содержать; у третьих нет времени для самостоятельного осуществления этих сделок и т.д.
Из всего этого становится ясно, что посредничество является полезной деятельностью, пользу из которой извлекают все участники сделки, как продавец, так и покупатель, так и сам посредник.
Однако чтобы заниматься посредничеством, человеку надлежит быть полностью осведомленным о предмете заключаемой сделки, чтобы какая-либо из сторон не оказалась в убытке, доверившись заявлениям самсара о его знании и опыте, тогда как он, на деле таковыми не владел.Также ему необходимо быть честным и ответственным, и не соблюдать интересы одной стороны договора в ущерб другой. Напротив он должен разъяснять все плюсы и минусы товара правдиво и честно, и не обманывать ни продавца, ни покупателя.

Существует масса высказываний имамов относительно допустимости такого вида деятельности и взимания за это денежной платы.

Однажды Имама Малика спросили о плате, взимаемой за посредничество. На что он ответил: «Нет в этом ничего предосудительного». См. «Мудаууана» 3/466.

Имам Бухари в своем «Сахихе» так озаглавил одну из его глав:
«Глава о плате, взимаемой за посредничество и о том, что Ибн Сирин, ‘Ата, Ибрахим ан-Нахъа’и и Хасан аль-Басри (все перечисленные являются известными таби’инами) не видели в этом ничего плохого».

Далее имам Бухари привел следующие доводы в пользу этого:
Ибн ‘Аббас сказал: «Нет ничего запретного в том, если ты скажешь: «Продай эту одежду за такую-то цену, а все, что превысит ее, можешь оставить себе».
Ибн Сирин сказал: «Если человек скажет, например: «Продай этот товар за такую-то цену, а если продашь ее за большую цену, то прибыль оставь себе или поделим ее между собой» - то в этом нет ничего плохого».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, сказал: «Мусульмане должны соблюдать условия своих договоров». (На этом заканчивается цитата слов имама Бухари).

Ибн Къудама (известнейший ученый ханаблисткого мазхаба) писал: «Допускается человеку нанимать за деньги самсара (посредника), для того, чтобы он купил для него одежду, например. Это разрешали Ибн Сирин, ‘Ата и Ибрахим ан-Нахъа’и. Дозволено нанимать самсара как на определенный срок, как, например, когда хозяин денег нанимает посредника сроком на десять дней, и при этом обязанности и срок договора известны. Так и без определенного срока, когда хозяин составляет договор лишь об обязанностях посредника и выделяет ему с каждой затраченной тысячи дирхамов определенную часть - и такая сделка также будет действительной.
Также дозволено нанимать посредника, для того чтобы он продал товар человека, например одежду, о чем говрил Имам аш-Шафи’и. Поскольку это дозволенная сделка и в ней посредник может замещать продавца. Таким образом нанимать его за плату в продаже можно, точно также как можно это и в покупке товара».
См. «Аль-Мугъни» 8/42.

В постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам Саудовской Аравии (Ляджна ад-Даима) был задан следующий вопрос:
«Человек является директором торговой фирмы, выступающей посредником в сделке между производителем товара и частными предпринимателями. Деятельность фирмы заключается в демонстрации образцов продукции предпринимателям и в последующей их продаже им по ценам производителя. За свою деятельность фирма получает определенные, заранее оговоренные, комиссионные от производителя. Имеет ли право фирма взимать за это плату или это является грехом?»

Ответ:
«Если все в действительности обстоит так, как вы описали, то взимание платы за эту деятельность является дозволенным, и вы не совершаете никакого греха». См. «Фатауа ляджна ад-даима» 13/125.

Также шейху Ибн Базу, да смилуется над ним Аллах, был задан похожий вопрос:
«Можно ли риэлтору, занимающемуся поиском квартир или помещений для аренды, взимать за это плату с арендатора».

На что шейх ответил:
«Нет никаких проблем в том, чтобы ты брал плату за эту свою деятельность. Эта плата также еще называется комиссионными. Однако тебе необходимо проявить усердие в поиске подходящего помещения, удовлетворяющего требованиям арендатора, и помочь ему в заключении договора с арендодателем. Во всем этом, если будет угодно Аллаху, нет никаких проблем при условии, что все эти операции не будут содержать в себе обмана или мошенничества. Таким образом, если ты будешь правдив и выполнишь все свои обязательства в поиске необходимого помещения, не обманув никого и не проявив зульма кому-либо из сторон, то ты, если будет угодно Аллаху, на благом (хъайр)». См. «Фатауа Ибн Баз» 19/358.
Аватар пользователя
al-Mubid
 
Сообщений: 372
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 04:34

Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron