Возврат товара

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Работаем в сфере торговли. Основной покупатель - мусульмане. Что делать, если покупатель-мусульманин хочет вернуть купленную качественную вещь на следующий день или через неделю, иногда и через месяц? Причины разные:
1. Купила платье, принесла домой, мужу не понравилось.
2. Платок не подошел к наряду.
3. Поносила платье только один день и поняла, что оно мне узковато.
4. В соседнем магазине нашел кумган дешевле.
И т. д.

Некоторые покупатели ссылаются на закон о защите прав потребителей (в течении 2-х недель имею право вернуть и т.д.).
Что Шариат говорит по этому поводу? Назрела необходимость разместить в магазине информацию о правилах торговли по исламу.

Джазакум Аллаху хайран.
Umm Abdulalim
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 10:32

Re: Возврат товара

Сообщение »

Ас Салям алейкум, братья и сестра, можно ли возвращать товар по сниженной цене, предварительного договора об этом не было, о снижении цены тем более, просто предложить взять обратно товар по цене ниже чем купил,ответьте с далилями пожалуйста кто знает.
specialist
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 19:00

Re:

Сообщение »

УА АЛЕЙКУМ АС-САЛЯМ УА РОХМАТУ-ЛЛАХИ УА БАРОКАТУХ


Что делать, если покупатель-мусульманин хочет вернуть купленную качественную вещь на следующий день или через неделю, иногда и через месяц?

Объясните что товар возврату не подлежит или табличку повесьте, чтобы покупатель знал заранее об этом условии. У нас в обувном магазине так написано, никто не жалуеться.

Передают, что Анас ибн Малик, да будет им Всевышний Аллах, рассказывал, что когда Хиббан бин Мунаккыз сообщил Пророку, что его часто обманывают в торговле, достопочтенный Пророк (мир ему и благословение) дал ему следующий совет: «Когда ты покупаешь товар, проси о неприменении обмана и о возможности возврата товара в течении трех дней»
Этот хадис передали аль-Бухари, Буйу, 48-3, Муслим, Буйу, 48.

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если двое людей заключают торговую сделку, то каждый из них имеет право расторгнуть ее до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе. Если один из них предлагает другому условия, и он соглашается на них, после чего они заключают сделку на этих условиях, то сделка считается заключенной. Если они расходятся после заключения сделки, и ни один из них не пытается ее расторгнуть, то сделка также считается заключенной».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

Передают, что ‘Амр ибн Шу‘айб рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Продавец и покупатель имеют право расторгнуть сделку до тех пор, пока они не разошлись, если только право на расторжение сделки не оговорено при ее заключении. При этом ни одна сторона не имеет права уйти поскорее, опасаясь расторжения сделки».
Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Даракутни, Ибн Хузейма и Ибн аль-Джаруд, причем в одной из версий хадиса говорится: «…пока они не сдвинулись со своих мест».

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды какой-то мужчина поведал Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, что его часто обманывают во время торговых сделок. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда заключаешь сделку, то говори: “В нашей сделке не должно быть мошенничества”».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Аватар пользователя
Айдар абу Суфьян
 
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 15:39
Откуда: [email protected]

Re: Возврат товара

Сообщение »

ассаляму алейкум уа пахматуЛлах.
Немного для пользы из сунны как для продавцов,так и покупателей:
…процесс торговли основан на договоре между покупателем и продавцом.И выполнять условия договора должен каждый.А ,если умолчали или забыли что,так тогда ,наступает " урегулирование конфликта.Поэтому сразу обо всём информируйте друг друга.
Приведу хадисы из Сборника достоверных хадисов Аль-Муслима:

О действии права выбора на месте сделки для обоих её участников

1531-0. Сообщают от Ибн Умара, от Посланника Аллаха, что он сказал: "Когда двое мужчин заключают торговую сделку, каждый из них имеет право расторгнуть её до тех пор, пока они не расстаются и пребывают вместе. Но если один уславливается с другим, что имеет право расторгнуть сделку даже после ухода с места сделки и оба они договариваются об этом, то сделка становится обязательной (заключается и является действительной). Если они оба расстанутся после взаимного рукопожатия и ни один из них не откажется от сделки, то сделка также становится обязательной (совершённой и действительной)."1531-1. Абдулла Ибн Умар говорил: "Посланник Аллаха, сказал: "Когда двое торговцев заключают торговую сделку, каждый из них имеет право расторгнуть свою сделку до тех пор, пока они не расстанутся или же их сделка может быть обусловлена выбором. Но их сделка была обусловлена свободой выбора, то она становится обязательной (является совершённой и действительной)." Ибн Абу Умар добавляет в своём пересказе: "Нафи сказал: "И поэтому он (Ибн Умар), когда заключал торговую сделку с мужчиной и не хотел давать тому много времени, вставал и недолго ходил, а потом возвращался к нему."

О честной торговле и показе недостатков товара

1532. Передают от Пророка, сказавшего: "Обе заключающих сделку стороны имеют право расторгнуть её до того, как расстанутся. А если они будут честны и покажут (недостатки своего товара), им в их сделке будет дана благодать, но если они оба солгут и утаят (недостатки своих товаров), то благодать в их сделке будет стёрта."

Так же в начале раздела «Торговля» Абдур-рахман Ас-Саади(«Манхадж ас-саликин») и многие другие Большие Ученые приводят и этот хадис:
Сказал пророк ,салляЛЛаху алейхи уа саллям:« Мусульмане на условиях(договоре между ними),кроме условия разрешения запретного или же запрещения разрешённого»]رواه اهل السنن .الترمذي1352 و ابن ماجة 2353
Аватар пользователя
антивирус северный
 
Сообщений: 575
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Re: Возврат товара

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху!


aidar писал(а):Объясните что товар возврату не подлежит или табличку повесьте, чтобы покупатель знал заранее об этом условии. У нас в обувном магазине так написано, никто не жалуеться.


Такая табличка в магазине долго не провесит. Контролирующие органы в нашем городе очень скоро ею заинтересуются. А вот каждому покупателю вручать буклет о правилах торговли по исламу с вышеуказанными хадисами, ИншаАллах, будет очень полезно.

Джазакум Аллаху хайран.
Umm Abdulalim
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 10:32

Re: Возврат товара

Сообщение »

Ассаляму аляйкум ва рахматуЛЛах! Подскажите пожалуйста. Я заказала у сестры-мусульманки юбку (она швея в другом городе), оплатила. Потом "в живую" увидела работу этой сестры, мне не понравилось. Спросила у швеи, сшила ли она мне юбку, оказалось, что нет. Тогда я решила отказаться от заказа, сестра написала, что это невозможно, так как ткань уже куплена. Я предложила вычесть из моих денег стоимость ткани, остальное вернуть, плюс ткань тоже пусть она оставит себе. Она отказала, обосновывая , что сделка заключена. Я написала, что ничего от нее не получила, что мы еще "не разошлись". Тогда она написала, что она не возвращает деньги, это ее условие. И в самом деле, у нее есть группа в соц.сети, в которой написано вот что (отрывок):"После того, как процедура купли-продажи совершена, товар возврату и обмену не подлежит". "Политика возврата и обмена. Я не возвращаю деньги НИКОГДА. Если вам не понравился фасон\ткань той или иной вещи, я могу: ..... " Честно сказать, запись я не видела, так как заказывала не через эту группу, а лично она не информировала меня.
Еще у нее написано :Наша группа работает в соответствии с хадисом от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приведенного в "Книге торговли" сборника хадисов "САХИХ" АЛЬ-БУХАРИ под номером 945. (2079), в котором говориться:

Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе до тех пор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: пока не расстанутся друг с другом), и если оба они были правдивы и разъясняли, сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено".
При продаже через интернет и пересылке почтой сделка считается заключённой после того, как покупатель подтверждает покупку описанного продавцом товара.

Теперь вопрос: действительно ли нашем случае сделка считается заключенной? мы ведь не расстались друг с другом. И еще: подходят ли ее условия о невозможности вернуть или обменять товар к данному случаю, если учесть, что этого товара еще в природе не существует
Извиняюсь за длинное письмо, просто хочется разобраться в ситуации дабы не совершить вынужденную покупку.
Джазакуму-Ллаху хайр!
Ulyana
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 26 авг 2009, 08:46

Re: Возврат товара

Сообщение »

ас саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!

Хотел бы спросить знающих, скажите, вот сестра задавала вопрос и ей никто не ответил, хотя он её интересует.. почему так?

Хотел бы ещё задать вопрос: можно ли делать возврат товара в РФ, где одно из условий сделки 2х недельный возврат? ведь если б такого условия не было, а я требовал бы возврата, тогда да, а так ведь условие сделки это и могу ли я им воспользоваться? (не будет ли это харамом?)
Salih abu Adam
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 19 июн 2010, 23:45
Откуда: Планета Земля

Re: Возврат товара

Сообщение »

Salih abu Adam писал(а):ас саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Хотел бы спросить знающих, скажите, вот сестра задавала вопрос и ей никто не ответил, хотя он её интересует.. почему так?

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Все банально просто, не знаем, потому и не отвечаем, или не уверены в ответе.)

Хотел бы ещё задать вопрос: можно ли делать возврат товара в РФ, где одно из условий сделки 2х недельный возврат? ведь если б такого условия не было, а я требовал бы возврата, тогда да, а так ведь условие сделки это и могу ли я им воспользоваться? (не будет ли это харамом?)


Я спросил сегодня шейха Хишама насчет этого закона и о том, могу ли я ссылаясь на него вернуть товар и требовать возврата денег в течении 14 дней.
Он ответил: "Нет" И объяснил это тем, что подчинение только в том, что не противоречит шариату, а этот закон противоречит шариату, где всех продавцов, обязывают против их воли.
Тогда, я сказал, что ведь изначально я не обязан заниматься торговлей, но если пошел в эту сферу, то соглашаюсь на условия, выдвинутые мне государством для того, чтобы я мог торговать.
На что он ответил, что государство также ставит условием, чтобы я открыл расчетный счет в банке и обязывает меня сотрудничать с банком, и нет сомнения в том, что это противоречит шариату. И если отказаться от торговли по этой причине, то никто не будет торговать и жизнь людей придет в разлад. Поэтому, если условия, выдвинутые государством не противоречат шариату, я обязан их соблюдать, а те, которые противоречат шариату я их не соблюдаю. А полное знание обо всём принадлежит Аллаху.
Доводом на это является хадис приводимый у аль-Бухари 2560:
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Барира (будучи рабыней), да будет доволен ею Аллах, пришла к ней с просьбой о помощи в заключении договора о самовыкупе, но к тому времени она ещё ничего не выплатила. ‘Аиша сказала ей: «Возвращайся к своим хозяевам, и если они согласятся, чтобы я выплатила за тебя необходимую сумму и стала твоей покровительницей* /маулят/, то я сделаю это». Барира передала (её слова) своим хозяевам, но они отказались и сказали: «Если она хочет (сделать это) для тебя в надежде на награду Аллаха, пусть делает, но ты останешься под нашим покровительством».2 (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах,) рассказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Купи её и освободи. Поистине покровительство принадлежит тому, кто освободил раба». А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и сказал: «Почему люди ставят условия, которых нет в Книге Аллаха? Человек, ставящий условие, которого нет в Книге Аллаха, ставит недействительное условие, а условия Аллаха являются самыми истинными и надёжными».
в другой версии говорится "Любое условие, которого нет в Книге Аллаха, является недействительным, даже если будет сто условий"
* покровительницей /маулят/ - то есть, чтобы Барира стала вольноотпущенницей Аишы, что закрепляет право на наследование от вольноотпущенника.

На Аише не лежит обязанность ни покупать, ни освобождать рабыню, но тем не менее, посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал ей купить рабыню вместе с их условием, и освободить, а поставленное условие является недействительным.
На что хочу обратить внимание? На то, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, не сказал Аише, чтобы она оставила покупку и освобождение Бариры, так как условия которые ставят её хозяева, противоречат Шариату. Не сказал ей, чтобы она купила любую другую рабыню и освободила. Однако сказал ей, чтобы она, несмотря на наличие этого условия со стороны хозяев рабыни, купила ее и освободила, а условие аннулируется.

К этому же относятся и все другие условия и законы, которые противоречат шариату, как налог на прибыль и тому подобное, и нет греха на человеке, если он будет скрывать свою реальную прибыль. Однако это может быть наказуемо законом того или иного государства, даже если не является грехом.
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Re: Возврат товара

Сообщение »

О возврате товара, у которого обнаружен изъян (который был в нем до сделки, и о котором не знал покупатель).


Сказал имам Ибн Кудама Аль-Макдиси в "Аль-Мугни" (4/238): "Когда человек узнал, что у товара есть изъян, о котором он не знал ранее, то он имеет право выбора между тем, чтобы оставить товар у себя или же расторгнуть сделку. Независимо от того, продавец знал и скрыл этот недостаток, или не знал о нем. И мы не знаем какого-либо разногласия в этом среди обладателей знания".

متى علم بالمبيع عيبا , لم يكن عالما به , فله الخيار بين الإمساك والفسخ , سواء كان البائع علم العيب وكتمه , أو لم يعلم . لا نعلم بين أهل العلم في هذا خلافا

Сказал шейх уль-Ислям Ибн Таймия в "Маджмуаль-фатауа" (28/104): "Утвердил Законодатель выбор для того, кто не знал об изъяне или сокрытии изъяна. Ведь основа в торговле - действительность, и что сокрытое (в товаре) таково же, как и очевидное в нем. И когда человек купил товар, то его довольство (товаром) можно узнать только так (по его довольству очевидным в товаре). И когда стало ясно, что в товаре есть обман или изъян, то получается, словно товар описан определенными качествами, но подтвердились у него обратные качества, которыми покупатель может быть доволен, а может быть и не доволен. И если доволен (то все нормально), а если не доволен то его право расторгнуть торговую сделку".

ولهذا أثبت الشارع الخيار لمن لم يعلم بالعيب أو التدليس ؛ فإن الأصل في البيع الصحة وأن يكون الباطن كالظاهر . فإذا اشترى على ذلك فما عرف رضاه إلا بذلك فإذاتبين أن في السلعة غشا أو عيبا فهو كما لو وصفها بصفة وتبينت بخلافها فقد يرضى وقد لا يرضى فإن رضي وإلا فسخ البيع
Аватар пользователя
Aleesh
 
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 15:09

Re: Возврат товара

Сообщение »

Ассаляму 'алейкум, уа рахматуЛлаhи, уа баракятух, дорогие братья!

Помогите пожалуйста с разрешением вопроса о дозволенности неустоек, предусмотренных законом о защите прав потребителей (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей")

Статья 23 этого закона гласит, что продавец, допустивший просрочку выполнения отдельных требований потребителя, предусмотренных статьями 20, 21 и 22 закона, выплачивает потребителю за каждый день этой просрочки неустойку в размере одного процента от стоимости товара.

Суть вопроса в следующем. Если после продажи товара выяснится, что в нем был дефект, то покупатель вправе требовать расторжения сделки купли-продажи (т.е., - возврат товара продавцу и получение назад своих денег). Это же установлено и шариатом, альхамдулиЛляh!

Однако российский закон (в частности, упомянутые выше статьи 22 и 23) устанавливает конкретные сроки, в течение которых продавец обязан удовлетворить требования покупателя о расторжении сделки и возврате денег, если в товаре обнаружен дефект. Срок удовлетворения этих требований составляет 10 дней со дня их предъявления. А также устанавливает ответственность за нарушение этого срока в виде неустойки.

Является ли данная норма по неустойке дозволенной с точки зрения шариата? Допустимо ли, чтобы мусульманин требовал выплаты неустойки в соответствии с положениями упомянутых статей?

Добавлю при этом, что ситуация на рынке потребительских товаров в России такова, что подавляющее большинство продавцов и не думают о том, чтобы разрешать подобные конфликтные ситуации по совести. И покупатели часто остаются ущемленными. И подобного рода неустойки - это чуть ли не единственный инструмент, с помощью которого возможно оказать на продавца воздействие и принудить его к удовлетворению прав ущемленного покупателя. Ведь без этих неустоек продавцы не торопились бы исполнять и решения суда о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы. Ведь за неисполнение решения суда должны привлекать приставы. А у них в буквальном смысле "ЗАВАЛ". Они ничего не успевают и продавцы остаются безнаказанными. Поэтому эта неустойка - это очень мощный инструмент. Ведь до тех пор, пока продавец не вернет деньги покупателю, которые он заплатил за испорченный товар (пусть даже возврат происходит по решению суда, когда покупатель уже в суде доказывал, что товар был с дефектом), ему начисляется сверху неустойка и рано или поздно она взыщется в огромных размерах, если вовремя все не заплатить...

И второй вопрос, вытекающий из первого: я по профессии юрист. И в данный момент специализируюсь на защите прав потребителей. И поэтому ежедневно сталкиваюсь с ситуациями, подобными описанной выше. И хочу узнать, является ли для меня дозволенным выступать представителем покупателя, который требует с продавца упомянутую выше неустойку, если она является запретной? (в случае, если неустойка является дозволенной, то тут и так все ясно). Здесь нужно отметить, что право получения этой неустойки принадлежит именно покупателю. Я не получаю с этих денег ничего. Я лишь беру плату за представительские услуги. Т.е., я вместо покупателя и в его интересах веду переговоры с продавцом и участвую в судебных тяжбах. При этом также хочу отметить, что если я скажу клиенту, что не буду помогать ему взыскивать неустойку (при условии, что она является недозволенной), то этот клиент, скорее всего, откажется от моих услуг, как и любой другой, кроме мусульман, конечно же. Т.е., я говорю о том, что я этим могу если не потерять заработок, то сильно его уменьшить...

Я молю Аллаhа, чтобы вы правильно поняли мой вопрос и дали на него исчерпывающий (с далилями) ответ! Прошу Его, чтобы Он утвердил всех нас на Истине и дал нам достаточно мужества и решимости принять ее и следовать ей, во что бы это нам ни стало, в надежде получить за это награду от Господа Миров! И прошу Его вознаградить всех вас за ваш труд! Амин!
mit4man
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 07 июл 2016, 23:24


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron