Что такое торговля "аль-'ина"?

Сообщение »

ассаляму алейкум уа рахматуЛЛАХИ уа баракаатух.
Братья, разъясните пожалуйста разновидности торговли аль-'ина, к которым прибегают так называемые "исламские банки". Пожалуйста, разъясните в подробности с доводами и фатуами ученых этот вопрос. БааракАЛЛАХУ фиик
abu_Umar
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 23 июл 2010, 02:30

Re:

Сообщение »

Уа алейкума салам уа рахматуллахи уа баракатух!

Из статьи шейха аль-Албани в "Очищение и воспитание":

"Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы будете использовать в торговле «’ина» и схватитесь за хвосты коров, и удовлетворитесь посевами, и оставите джихад, Аллах нашлет на вас унижение и не избавит вас от него, пока вы не вернетесь к вашей религии». См. «Ас-Сильсиля ас-сахиха», 11.
В книгах по исламскому правоведению (фикъх) разъясняется что, «аль-‘ина» – это один из видов торговых договоров. И несмотря на то, что данный хадис содержит в себе ясный запрет на заключение подобных договоров, некоторые ученые, не говоря уже о простых людях, все же считают это дозволенным.
Этот вид торговли представляет собой следующее: некий человек покупает у некого торговца товар, допустим, автомобиль. Они договариваются, что покупатель берет этот автомобиль в рассрочку на определенный срок за определенную сумму, например, десять тысяч. Затем покупатель возвращается к этому продавцу и предлагает ему эту же машину, но уже за меньшую цену. Допустим, за восемь тысяч, однако за наличные. Продавец, который теперь становится покупателем, платит наличными сумму меньше той, за которую он продал этот автомобиль в рассрочку. Таким образом, первый покупатель получает наличными восемь тысяч, но на нем остается долг в десять тысяч, из которых две тысячи и являются ростовщичеством.
Мусульманин, который когда-либо слышал аяты Всевышнего Аллаха и хадисы пророка (да благословит его Аллах и приветствует), запрещающие ростовщичество, не должен использовать вид торговли, в котором есть хоть какая-то доля ростовщичества. Однако некоторые люди дозволяют «аль-‘ина», объясняя это тем, что подобная схема является одним из видов торговли, и подкрепляя свои слова общими доводами, указывающими на дозволенность торговых сделок. Подобно словам Всевышнего Аллаха: «И сделал Аллах дозволенной торговлю и запретил ростовщичество» (Аль-Бакара, 275)
Они говорят: «Это всего лишь купля-продажа, и нет никакой проблемы в том, что кто-то завышает цену или же снижает ее!»
Однако на самом деле покупатель, который купил автомобиль за десять тысяч в рассрочку, а затем продал его за восемь тысяч наличными, преследовал лишь одну цель, а именно – хотел взять в долг восемь тысяч. Но когда он понял, что этот продавец, который возомнил себя мусульманином, не одолжит ему деньги ради Аллаха, не требуя излишка (процентов), оба они прибегли к хитрости и дозволили себе ростовщичество под видом торговли.
Но необходимо помнить, что, во-первых, только посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является тем, кто разъясняет людям смыслы и значения Священной Книги. Как сказал наш Всевышний Господь: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (Ан-Нахль 16: 44).
А во-вторых, Всевышний описал его тем, что: «Он добр и милосерден к верующим» (Ат-Тауба 9: 128).
И именно из-за своей сострадательности и милосердия, он указал нам, где находятся ловушки из хитростей шайтана. Во многих своих хадисах он предостерегал нас от того, чтобы мы не попадались в его сети. Одним из таких хадисов является тот, который мы разбираем сейчас. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы будете использовать в торговле «’ина»...» То есть будете дозволять себе то, что запретил Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует), используя разного рода ухищрения и называя это торговлей, хотя на самом деле эти торговые операции являются лишь прикрытием для занимания денег под проценты, что и является явным ростовщичеством".

Ссылка:
http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=4&t=5348

Слова шейха Ибн Усаймина из лекции "Хитрость во взаимоотношениях:

"Уловок и хитростей во взаимоотношениях очень много.
Из видов подобных уловок и хитростей также и то к чему прибегают некоторые люди, пытаясь тем самым скрыть ростовщичество. Если я дам кому-либо 10тыс. и скажу: «Верни мне через год 12тыс.» Дозволено ли это или нет? Да верно, это запрещено, харам, так как это явное ростовщичество без никаких сомнений. Теперь некто, видя, что это явное ростовщичество прибегает к следующей уловке. Берет свою машину и предлагает другому за 12 тыс. в рассрочку в течении года. Другой соглашается на это и покупает в рассрочку эту машину. Все, покупка произошла.
В подобном договоре нет места для ростовщичества. Однако возвращается продавец к покупателю и покупает эту же машину, но уже за 10 тыс. и расплачивается тут же на месте. Дозволено ли это или нет? Нет, не дозволено! Это то что именуется как «аль-‘Ина», про которую пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если вы будете использовать в торговле аль-‘Ина и удовлетворитесь посевами, и ухватитесь за хвосты коров, и оставите джихад, Аллах пошлет на вас унижение, которое не снимет с ваших сердец пока вы не вернетесь к своей религии». Подобная торговля (аль-‘Ина) не дозволена, харам, так как в сущности это продажа дирхамов за дирхамы, то есть, ростовщичество. Однако они внесли в него куплю и продажу машины, дабы скрыть свои истинные цели. Люди, которые посмотрят на это, скажут, что это дозволенная торговля, тогда как это запретно.
Теперь вы понимаете, что человек продавший машину в рассрочку, а затем купивший ее же за меньшую цену и сразу же расплатившись, совершает запретное, это харам и называется в Шариате «аль-‘Ина». Почему же это запрещено? Да потому что это является уловкой для сокрытия того, что человек дает 10тыс. в долг, а получит по истечении года 12 тыс. Поэтому эта хитрость направлена на сокрытие ростовщичества.
Также относится к таким уловкам и та, к которой прибегают сегодня люди, когда приходит человек к коммерсанту и говорит, что нуждается в машине, однако у него нет денег на ее приобретение. А тот говорит ему: «Иди на выставку автомобилей и выбери для себя одну, а я куплю ее и продам тебе в рассрочку, но уже дороже, чем купил». И я свидетельствую с этого вот места, что эта сделка подобна предыдущей. И это мое свидетельство пусть указывает вам на мою полную убежденность в этом по воле Аллаха.
Разве разумный человек будет сомневаться, что это уловка? Эти слова они говорят за место слов: «Возьми цену машины сразу наличными, однако вернуть ты уже должен столько-то (т.е. большую сумму), но уже в рассрочку». Нет абсолютно никакой разницы, между тем и этим.
Тебе не повредят поступки людей, которые совершаются, не имея под собой шариатской основы и доводов. Это ничто. «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (23: 71)
Когда человек подчиняет страстям, жадности и алчности свою душу, ему становится ясно, что нет никакой разницы между «аль-‘Ина», которая запрещена пророческим хадисом и между этим видом торговых взаимоотношений.
И пусть тебя не обольщает все это. Аллах говорит: «В тот день Он воззовет к ним и скажет: “Что вы ответили посланникам?”» (28: 65) И поэтому Ибн Мас‘уд сказал: «И не будь в числе тех, кто повторяет все, что говорят люди». Мы же говорим, не будь в числе тех, кто повторяет за людьми все, что они делают.
Конечно, если бы автомобиль принадлежал коммерсанту, и он захотел бы продать его тебе по более высокой цене, то это другое дело.
Это не похоже на первый случай, так как в первом случае у коммерсанта нет автомобиля, и он и не думал о ее приобретении, и не купил он ее, чтобы помочь тебе. Разве есть какая-либо разница между этим и тем, что он говорит: «Возьми эти 50тыс. необходимые для машины, иди и купи ее. Однако вместо 50тыс. ты вернешь мне 60тыс.» Нет никакой разницы!
О братья мои, Шариат не смотрит на внешний вид, на внешний вид вопросов, однако смотрит на суть, на смысл, на намерение. Каждый из нас понимает, что коммерсант желает покупкой машины увеличение, рост. И мы все понимаем, что он купил ее не для того, чтобы помочь человеку и не чтобы угодить ему. Поистине он приобрел ее только для того, чтобы получить с 50-ти прибыль в десять тысяч, то есть, чтобы получить 60.
И является обязательным, брат мой, разумно смотреть на шариатские положения или же постановления (умуру-шшар‘ий), а не поверхностно. А не то, если человек посмотрит так вот (поверхностно), то скажет: «А что же здесь такого? Ведь нет никаких проблем. Купил коммерсант машину и продал ее тебе»
Однако разве он ее купил изначально в своей основе? Он купил ее, только после того, как ты дал ему гарантию и пообещал вернуть ему больше, чем она стоит. Поэтому это просто уловка".

Ссылка:
http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=33&t=1051
abuimran as-salafi
 
Сообщений: 41
Зарегистрирован: 15 ноя 2008, 20:17


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron