Сообщение »

Хвала Аллаху
Правильным в предоставлении долга является тот способ, который описал Аллах в Коране в суре аль-Бакъара в аяте Долга, а это Его слова: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи.
Если вы окажетесь в поездке и не найдете писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете»
. (2: 282-283)
Итак, предоставление в долг включает в себя следующие пункты:
1. Точно определить срок долга, то есть через какой срок долг будет погашен.
2. Записать договор (расписку) с точным указанием сроков,
3. Если расписку пишет не тот, кто берет в долг, а другой человек, то диктует ему тот, кто берет в долг.
4. Если тот, кто берет в долг неспособен диктовать, то это поручается его доверенному лицу.
5. Присутствие двух мужчин в качестве свидетелей, если нет двух мужчин, то один мужчина и две женщины.
6. Тот, кто дает в долг, может потребовать какую-либо вещь в качестве залога, которую он будет хранить у себя. Смысл этого состоит в том, что если придет время погашения долга, а должник откажется, то вещь оставленная под залог продается и погашается долг, а оставшаяся после этого часть выручки за продажу (если таковая имеется) возвращается хозяину, то есть должнику.
Заверять (усиливать) процесс дачи взаем этими тремя способами (запись, свидетели, залог), является лучшим и желательным, но не обязательным. Некоторые ученые запись долга считают обязательным, однако большинство ученых считает это желательным и это более правильное мнение. См. "Тафсир аль-Къуртуби" 3/383.
Мудрость этого в том, чтобы права человека не были утеряны и были защищены. Так как часто имеет место забывчивость и обман. Выполняя же эти вещи, человек оберегает себя от вероломных людей, которые не боятся Всевышнего Аллаха.
Если же человек дал в долг и не записал, не призвал свидетелей, и не потребовал ничего в качестве залога, то тем самым он не совершил греха, и на это указывает сам аят: «Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа». При таком доверии могут отсутствовать и запись и свидетели и залог, однако в таком случае необходимо проявлять богобоязненность и страх перед Аллахом, как это повелевает Аллах и вернуть доверенное (т.е. выполнить свои обязательства) «… то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» См. "Тафсир ас-Са’ди" 168-172.
И если предоставление долга не было записано, и должник отрицает, что на нем долг или же оттягивает уплату, то пусть предоставивший долг не винит никого, кроме самого себя, так как он сам пренебрег своими правами. Передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что мольба кредитора против должника, в случае отрицания им долга или же оттягивания, не будет принята если он не записал дачу взаем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое обращаются с мольбами и нет ответа на их мольбы: (и среди них) … человек, который дал в долг и не засвидетельствовал это…» См. "Сахих аль-джами" 3075.
И тот, кто поразмыслит над этими и другими установлениями шариата, тот поймет всю широту и всеобъемлемость исламского шариата и полноту его стремления сохранить права людей и не дать им быть утерянными.
Аллах Всевышний, пречист Он от всяких недостатков, повелевает владельцу имущества беречь свое имущество и не способствовать потери даже его малой части. Ведь Он говорит: «Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, с указанием его срока».
Существует ли какой-либо закон, который совместил бы религиозную и мирскую пользу таким совершенным образом, как это сделал шариат Ислама? И может ли кто-нибудь предоставить более лучший и совершенный закон чем этот? Истину сказал Аллах, говоря: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5: 50)
Мы просим Аллаха, чтоб Он укрепил нас на Его религии до тех самых пор, когда мы встретим Его.
http://islam-qa.com/ar/ref/13180
Hamza
 
Сообщений: 381
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 18:53

Сообщение »

Уа алейкум ассалям уарахматуЛлахи уабаракатух.
Галымжан писал(а):Братья, я занимаюсь торговлей, брал долг потихоньку возвращаю его скоро со всеми долгами расчитаюсь Иншалла, вот знакомые и друзья у меня просят в долг деньги, хочу им отказать но врать им не хочу, им объеснять что я сам в долгах говорю, но они кажеться этого не понимают, обижаються и приходиться им довать в долг деньги, но они во время не возвращают, как мне быть? Я сам пока в долгах, хочу расчитаться побыстрее, может мне говорить что денег нет ? как быть ? Сказать что нету, это будет обман? Может кто нибудь подскажет братья!

Дорогой брат, иногда нужно уметь отказывать, и это лучше чем врать!
А можно еще лучше схитрить и сказать двусмысленно, что является дозволенным в Исламе и тут даже братья обсуждали где-то вопрос хитрости и отговорок.
Можно например сказать: "У меня нет возможности", что является отказом, и в чем нет явных слов "у меня нет денег", хоть так может и подумать попросивший.
Пусть Аллах Всемогущий избавит тебя от бремени долгов и облегчит их возвращение, а также и всем мусульманам!
Тут можно брат найти определенные мольбы в деле уплаты долгов в соответствии с Сунной под главой "Защита от долгов":
viewtopic.php?f=25&t=126
Аватар пользователя
АДМИН
 
Сообщений: 273
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 01:06

Сообщение »

Уа алейкум салам уарахмату-Лламхи уабаркатух
ibnGarifulla писал(а):Я занял деньги в долг своей сестре. Она заработала деньги в другом городе в командировке, поехав и живя тама без махрама. Теперь она готова мне их отдать.
Вопрос: можно ли мне брать эти деньги?

А почему нет брат мой? Ты ведь ее не побуждал отработать долг каким-либо определенным способом!
Абу Зейд писал(а):Кяфирам есть ли шариатский смысл давать в долг? Будет ли муслиму от этого аджр?

Ну смотря почему дал, например если целью было выручить какого-то родственника или знакомого кафира, попавшего в затруднительную финансовую проблему, чтобы тем самым склонить его сердце к Исламу, то ин ша-Аллах за это будет награда.
Да и не всегда такое является, как "дать кафиру в долг" связано с религией, это может быть просто вопрос родственных отношений или же мирская выгода в последствии и т.п.
ibnGarifulla писал(а):Если человек заработал имущество или деньги не дозволенным путем, дозволено оно ли для тех, кто не принимал в этом участие ?

Дорогой брат, имущество заработанное на хараме - харам только для того, кто его приобрел, а для других оно не харам, что является самым правильным мнением по этому вопросу!
Больше года назад тут обсуждался уже этот вопрос:
http://salaf-forum.com/viewtopic.php?f=9&t=17
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Как давать и брать правильно в долг?

Сообщение »

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуh!

У меня такой вопрос, джамагат:
-в случае, если умирает тот человек, который ДАЛ В ДОЛГ, как быть должнику?
-нужно ли возвращать долг наследникам?
-что делать, если наследников нет, или к моменту возврата долга они тоже умерли?

Подскажите как лучше поступить в такой ситуации? ДжазакумуЛлаху хайран!
УммАмина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 01 апр 2011, 12:50

Как давать и брать правильно в долг?

Сообщение »

Уа‘алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
УммАмина писал(а):Подскажите как лучше поступить в такой ситуации? ДжазакумуЛлаху хайран!

Садака нужно дать от имени умершего.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: Как давать и брать правильно в долг?

Сообщение »

abu zeinab, джазакяЛлаху хайран за ответ.
но хотелось бы получить более подробный ответ с доводами...узнать точно, не имеют ли наследники прав на этот долг? и что делать в случае, если наследники недееспособные (страдают психическим заболеванием)?
может быть кинете ссылку, где можно найти более подробную информацию?
ДжазакумуЛлаху хайран!
УммАмина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 01 апр 2011, 12:50

Сообщение »

УммАмина писал(а):не имеют ли наследники прав на этот долг? и что делать в случае, если наследники недееспособные (страдают психическим заболеванием)?

Необходимо сестра отдать имущество именно наследникам того, кто дал в долг, если они живы, так как они имеют право на эти деньги больше всех!
Имам аш-Шафи’и сказал: “Если враждующий неверный зашел в исламскую страну под гарантией безопасности и умер, то его имущество нельзя трогать. И правитель мусульман должен отправить его имущество его наследникам, где бы они ни были”. См. “аль-Умм” 4/296.
Если такого положение умершего неверного, у которого не брали в долг, наследникам которого необходимо вернуть его имущество, то что можно сказать о том, кто сам добровольно дал в долг?!
То же самое касается и того, кто воровал у людей, и если тот, у кого он своровал умер, он обязан вернуть ворованное его наследникам.
И даже если наследники страдают психическим заболеванием, то они еще больше нуждаются сестра в деньгах родителя, и если они сами не способны тратить разумно эти деньги, это может сделать тот, кто является их опекуном.
Одним словом имущество взятое в долг не принадлежит и не остается тому, кто взял, даже если давший в долг умер, кроме как если ему не простили долг!
А сделать садакъа этими деньгами можно ТОЛЬКО тогда, когда человек не находит ни давшего в долг, ни его наследников, или если никого из них уже нет в живых.
http://ibn-jebreen.com/ftawa.php?view=v ... parent=786
http://islam-qa.com/ar/ref/2806
Аллаху а'лям.
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2767
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re: Как давать и брать правильно в долг?

Сообщение »

ni9z писал(а):АсСаляму алейкум! Ответьте бисмиЛляh. Я недавно дал в долг крупную сумму. Не взял ни расписку, ни свидетелей, так как не знал об этом. Аж сам себе противен за свою наивность. Могу ли я сейчас, уже после того как дал в долг взять расписку и двух свидетелей? Просто появились подозрения, что он меня опрокинет. А если он меня обманул, то в Судный день он будет расплачиваться со мной все равно даже если я не приводил никого в свидетели?

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Сегодня спросил шейха об этом, и он сказал конечно же можешь исходя из общего смысла аята "О те, которые уверовали! Если вы даете в долг на определенный срок, то записывайте его" и пока тебе не вернули твой долг, ты имеешь право и свидетелей призвать, и расписку взять и под залог что то потребовать. И нет в этом никаких ограничений по времени.
Аватар пользователя
Abu 'Abdulla
 
Сообщений: 466
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:18

Re: Как давать и брать правильно в долг?

Сообщение »


ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Предлагается вариант договора долга для облегчения записи. Четыре договора размещены на 2 листах обычного формата А4. На первом листе лицевая сторона договора, а на втором листе - оборотная сторона договора.
После печати первой стороны, лист переворачивается (согласно направлениям печати конкретно вашего принтера) и выводится оборотная сторона договора. Границы договора совпадают.
После печати остается только разрезать и получится 4 шаблона договора долга (стандартный набор для долга между двумя людьми с двумя свидетелями-мужчинами). Для облегчения разрезания на первом листе проведены пунктирные линии.

Договор долга (Ислам).pdf
(77.85 KiB) Скачиваний: 259

Если есть замечания (исправления, опечатки, ошибки, дополнения), просьба писать в личку.

джазакуму-Ллаху хайран.
Аватар пользователя
salyafit_07
 
Сообщений: 3434
Зарегистрирован: 26 май 2011, 10:02
Откуда: vk.com/al_asari

Сообщение »

muslim_tm писал(а):Ассаламу алейкум уа рахматуллаахи уа баракаату дорогие братья и сестры!
Один человек который имеет бизнес (предоставляет свои собственные грузовики в аренду одной строительной компании) предлагает ему стать компаньоном на следующих условиях:
Брат должен дает ему свои деньги сроком на 10 месяцев. Через три месяца со дня передачи денег, когда аренда начинает приносить прибыль, тот начинает выплачивать брату ежемесячно определенную сумму с прибыли (которую он сам рассчитал в своем бизнес-плане), а по истечении 10 месяца возвращает сумму долга.
Риба ли эта форма финансовых взаимоотношений или она законна (т.е. обычное шарика-компаньонство)?
Если риба, то каким образом можно оформить договор чтобы не было рибой? И надо ли заключать отдельно договор и отдельно расписку о дачи в долг (со свидетелями)?
Может ли брат предложить тому человеку не выплачивать ежемесячно определенную сумму, а вернуть ему долг, плюс сумму из прибыли? Может ли брат оговаривать конкретную сумму с прибыли?
Бааракаллааху фиикум.

уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Здесь должно либо долевое участие с возможностью, как прибыли так и наличие риска несения убытков, либо же долг. Запомните правило, что любой долг в котором появляется выгода будь то денежная или же в виде предоставления услуги, является ростовщичеством.
Аватар пользователя
abu jafar
 
Сообщений: 125
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:08


Вернуться в Торгово-финансовые отношения

cron