Можно просить других сделать ду'а за третье лицо?

Сообщение »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа барякатух!
Есть ли проблема в том, чтобы просить сделать дуа за другого человека? (Не за себя, так как из полноты Таухида лучше самому делать дуа за самого себя, и не связывать свое сердце ни с кем помимо Аллаха)
А, вот например сказать: "Одна сестра болеет, сделайте за нее дуа". Или: "Делайте дуа за мусульман, которые находятся в бедственном положении", и т.п.
Просто некоторые говорят, что наши саляфы так не делали.
Барак Аллаху фикум!
Знание прежде слов и дел.
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 13:38

Сообщение »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

В основе, нет ничего запретного в том, чтобы попросить живого мусульманина о том, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за тебя, не то чтобы за третье лицо или для блага общины мусульман, помощи им и т.п.
На законность этого поступка указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (иджма'), и это является узаконенным третьим видом тауассуля (приближения к Аллаху).
Так, например, в Коране сказано, что братья пророка Юсуфа (мир ему) просили их отца – пророка Юкъуба (мир ему): «Они сказали: “Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками”» (Юсуф 12: 97).

‘Ата бин Аби Рабах рассказывал: “Однажды Ибн ‘Аббас сказал мне: “Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?” Я сказал: “Конечно”. Он сказал: “Эта черная женщина однажды пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “У меня бывают приступы безумства, и из-за этого я обнажаюсь (когда лишаюсь рассудка), обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: “Я буду терпеть”, - а потом добавила: “Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”, - и он обратился к Аллаху с такой мольбой за нее”. аль-Бухари 5652, Муслим 2576.

Анас ибн Малик рассказывал: “Как-то раз в пятницу один человек вошел в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу. Он встал перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и, не присев, обратился к нему с такими словами: “О посланник Аллаха, наш скот погиб, и мы не можем двинуться в путь, так обратись же к Аллаху, чтобы Он послал нам дождь!” И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздел руки к небу и стал взывать: «О Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас!» Клянусь Аллахом, в это время на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль’ не было никаких строений или домов. И вдруг из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась во все стороны, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней. А когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошел человек, встал перед ним и сказал: “О посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил дождь)”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздел руки к небу и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в долины и на те места, где растут деревья!» И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце". аль-Бухари 1013.

Также поступали сподвижники и после пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Анас рассказывал: “Когда поражала засуха, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, говоря: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!» И дождь действительно ниспосылался им”. аль-Бухари 1010.
Салим ибн ‘Амир рассказывал: “Однажды, когда наступила сильная засуха, Му’ауия ибн Аби Суфьян собрался вместе с жителями Дамаска для того, чтобы помолиться о ниспослании дождя. Взойдя на минбар, Му’ауия сказал: “Где Язид ибн аль-Асуад аль-Джураши?” Люди позвали его, и он прошел вперед, перешагивая через людей. Му’ауия велел ему подняться на минбар, и он встал у его ног. Затем Му’ауия сказал: “О Аллах, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой лучшего и достойного среди нас! О Аллах, сегодня мы просим ходатайствовать за нас перед Тобой Язида ибн аль-Асуада аль-Джураши! О Язид, воздень руки к Аллаху”. Язид поднял руки, и люди подняли руки вслед за ним. Прошло совсем немного времени, как с запада появились тучи, подобные щиту. Подул ветер, и полил такой сильный дождь, что люди с трудом успели добраться до своих жилищ”. Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 18/151, аль-Лялькаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 2/183. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.

Сафуан ибн 'Абдуллах рассказывал, что когда он приехал в Шам, он пошел к Абу ад-Дарде, но не нашел его, а нашел дома Умм ад-Дарду, которая сказала ему: “Ты собираешься совершить Хадж в этом году?” Я сказал: “Да”. Тогда она сказала: “Обратись к Аллаху за нас с мольбой, ибо поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мольба мусульманина за своего брата, возносимая в его отсутствие, принимается. У его головы находится ангел, и каждый раз, когда он желает ему благое, приставленный к нему ангел говорит: “Амин! И тебе того же!”» Муслим 2733.

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Уейс ибн ‘Амир, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше его кожу покрывала белизна (от проказы), но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать одного места величиной с динар. И пусть те из вас, кто встретится с ним, просят его, чтобы он молил Аллаха о прощении для вас». Муслим 2542.
В другой версии хадиса сказано, что когда один из знатных жителей Куфы, совершивший Хадж, встретился с ‘Умаром, Умар рассказал ему хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха) про Уейса, и тогда тот, вернувшись в Куфу, пришел к Уейсу и сказал: “Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня”. На что Уейс сказал ему в ответ: “Ты совершил Хадж после меня, а поэтому ты попроси, чтобы Аллах простил меня!” Муслим 2542/225.
Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на желательность просить у праведников обратиться к Аллаху с мольбой и прощением для себя, даже если обратившийся к ним лучше них”. См. “Шарх Сахих Муслим” 16/94.
Также и шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури сказал: “В этом хадисе указание на желательность просить праведных людей обратиться с мольбой за тебя”. См. “Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 4/163.

Что же касается единогласного мнения по этому вопросу, то имам ан-Науауи упомянув о том, что желательно просить праведников, чтобы они обратились за тебя с мольбой, сказал: “Знай, что хадисов на эту тему огромное количество, и это то, в чем все единогласны”. См. “аль-Азкар” 643.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Узаконено для мусульманина попросить обратиться за него с мольбой того, кто лучше него и даже кто хуже”. См. “Маджму’уль-фатауа” 27/69.
Шейх Ибн Баз сказал: “Попросить брата в Исламе или сестру в Исламе о том, чтобы они обратились за тебя с мольбой, нет проблем в этом”. См. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” 2/143.
Шейх аль-Альбани сказал: “Бывает так, что мусульманин оказывается в тяжелом положении или с ним случается большая беда, и он понимает, что совершил упущения в отношении к Аллаху Всевышнему. Тогда он желает воспользоваться сильной причиной, приближающей к Аллаху, и отправляется к человеку, кого он считает праведным и богобоязненным, или обладающим достоинствами и знанием Корана и Сунны. Он просит его обратиться за него с мольбой Господу, чтобы Он избавил его от печали и беспокойства. И это – последний вид (третий) узаконенного тауассуля, на который указал пречистый Шариат”. См. “ат-Тауассуль” 38.

Однако, несмотря на дозволенность этого, некоторые ученые считали это просто дозволенным, но не похвальным и желательным деянием, а некоторые даже порицали подобное, если просьба обратиться с мольбой касалось только тебя самого, а не других или общину в целом. При этом они опирались на то, что общие тексты Шариата порицают обращаться к людям с любыми просьбами, а также закрывали двери, которые могли привести к чрезмерности, возвеличиванию, опасности возвыситься просимого, связывания сердца с другими и т.п.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Кто сказал кому-либо из людей: «Обратись с мольбой за меня», желая тем самым, чтобы получил от этого пользу и тот, кого он попросил о мольбе и он сам по причине его мольбы, этим поступком такой человек следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и подобное не является отвергаемой просьбой. Однако, если просящий о мольбе желает тем самым лишь пользу для себя и не желает пользы и блага для него, то такой человек не подражает в этом посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Напротив, подобное имеет отношение к нежелательным просьбам, оставление которых лучше, обращаясь к Аллаху напрямую, а не к Его творениям”. См. “Маджму’уль-фатауа” 1/191.
Ученые Постоянного Комитета говорили: “Дозволено попросить кого-то обратиться за тебя с мольбой или прочитать тебе заклинание. Но оставление этого и не нуждаться в людях лучше, совершая подобное самостоятельно”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 24/261.
Шейх Бакр Абу Зейд сказал: “Люди очень часто стали обращаться с просьбой сделать ду’а друг за друга, в частности при расставании, говоря: «Делай за нас ду’а» или: «Нуждаемся в твоей мольбе», даже если тот, кому они это говорят, является конченым нечестивцем! А от некоторых саляфов пришло порицание этому. Сказал Ибн Раджаб: «Многие саляфы порицали, когда от них требовали мольбу, говоря тому, кто их просил: «Кто я такой?!»” См. “Му’джам аль-манахи аль-ляфзыя” 87.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Совершение тауассуля посредством мольбы праведных людей ограничено тем, чтобы это не повлекло искушения, чтобы это не стало искушением ни для просящего, ни для взывающего. И если в этом будет опасение, тогда это следует оставить”. См. «Шарх аль-мумти’» 5/213.

На основании упомянутого нам становится ясно, что ученые разошлись в вопросе "обращения к мусульманину с просьбой о мольбе". Кто-то из них считал это желательным, кто-то просто дозволенным, кто-то вообще порицаемым, а кто-то делал разграничения, говоря о дозволенности и желательности в конкретной ситуации и порицании в иной.
Если кто-то просит мусульман в общем или того, кого он считает праведным и знающим обратиться с мольбой за кого-то конкретного, говоря к примеру: "О мусульмане, сделайте ду'а за такого-то брата/сестру, так как он/она на операции сейчас", нет ин ша-Аллах в этом ничего порицаемого. Ведь те ученые, которые и порицали подобное, они связывали именно просьбу о мольбе лишь с личностной пользой, за самого себя.
А что касается того, кто не обладает знаниями, кто слаб и может обольститься, или не правильно понимает вопрос «просьбы мусульман о мольбе», или избрал для себя это частым делом, или избрал для этого определенного человека, к которому он обращается со своими нуждами и бедами, то такому человеку следует делать наставление. Ему следует пояснить, что в основе человек должен сам взывать к Аллаху и не избирать себе посредников, что в этом проявляется истинное упование и крепкая связь раба Аллаха с его Господом.
Гъалиб аль-Къаттан рассказывал: “Однажды Бакр аль-Музани навестил больного и тот сказал Бакру: «Обратись к Всевышнему Аллаху с мольбой за меня». На что Бакр ответил: «Обратись лучше сам за себя, ведь Аллах «отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему» (ан-Намль 27: 62)”. ат-Табарани в “ад-Ду’а” 1137.
Сказал Яхья ибн Му’аз: “Плох тот друг, который нуждается в том, чтобы ты говорил ему: «Вспомни обо мне в своих мольбах», с которым тебе приходится проявлять лесть или оправдываться перед ним”. См. “Мухтасар макъасыд аль-хасана” 112.

Ну а что касается мусульман, которые в случае каких-то сложных ситуациях просят друг друга обратиться с мольбой, при этом сами не забывая о мольбе, не впадают в излишество и крайность, то нет ин ша-Аллах в этом ничего порицаемого. Наоборот, подобное узаконено Шариатом, и если бы в этом было что-то порицаемое, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы на это, как и указали бы его сподвижники после него. И есть множество асаров, как они просили друг у друга обратиться с мольбой.
А что касается асаров, в которых передается от них порицание подобному, то причина этого была в случаях, когда люди начинали излишествовать и избирать их целью и т.п. Поэтому имам аш-Шатыби сказал: “Пришло от саляфов порицание просьбы о мольбе к человеку за другого, но не потому что такова основа, а по причине того, что к этому примешивалось то, что выходило из основы”.
Затем он привел асар от ‘Умара, в котором говорится, что он пришел к группе мусульман и стал просить каждого из них обратиться за него с мольбой. После аш-Шатыби привел и другой асар, в котором говорилось, что когда один человек написал ‘Умару просить для него прощения у Аллаха, он ответил ему, что он не пророк. И сказал ему просить самому о прощении Аллаха во время молитвы. Затем аш-Шатыби сказал: “В данном случае отказ Умара не по причине основы мольбы, однако по иной причине, а иначе его слова будут противоречить друг другу. Суть в том, словно Умар понял от просящего что-то свыше просто мольбы, поэтому и сказал ему: “Я не пророк”.
После этого в качестве подтверждения он привел асар от Са’да ибн Аби Уаккъаса. Имам ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” передал, что когда Са’д прибыл в Шам, к нему пришел человек и сказал: “Попроси Аллаха о прощении для меня”. Он сказал: “Да простит тебя Аллах”. Когда же к нему пришел другой и сказал: “Попроси Аллаха о прощении для меня”. Он ответил: “Да не простит тебе Аллах! Я что пророк?!”
После чего аш-Шатыби сказал: “Это поясняет то, что он понял от просящего то, что свыше просто мольбы, а это то, что его могут посчитать подобным пророку, или же что подобное станет средством к такому убеждению, или будут считать, что подобное является обязательной Сунной, которая имеет место среди людей”.
После чего он привел также сообщение от Хузайфы, который также отказался обратиться с мольбой о прощении за одного человека и пояснил это тем, что тот вернется к своим женщинам и скажет им, что Хузайфа обратился за него с мольбой, после чего и те придут с такой же просьбой. См. “аль-И’тисам” 1/372-375.
Таким образом, мы видим, что саляфы порицали подобное только когда видели в этом опасность, однако когда они не видели в этом опасности, то они не порицали подобное! И уже приводился пример тому, как саляфы просили друг у друга ду’а. Ранее упоминался хадис, как Умм ад-Дарда попросила своего зятя обратиться за них с мольбой. Также и в хадисе про Уейса ибн ‘Амира, которого пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал лучшим из таби’инов. Ведь когда к нему пришел человек, совершивший Хадж и попросил обратиться за него с мольбой, Уейс сказал ему: “Ты совершил Хадж после меня, а поэтому ты попроси, чтобы Аллах простил меня!” Муслим 2542/225.
Къады ‘Ийяд сказал об этих словах: “В этом надежда на принятия (мольбы) того, кто вернулся с джихада, хаджа или пути, связанного с покорностью”. См. “аль-Икмаль” 7/584.

Гъадыф ибн аль-Харас рассказывал: “Однажды я проходил мимо ‘Умара, и он сказал: «Какой прекрасный парень!» Тогда за мной последовал человек, который был с ним и сказал мне: «О сын моего брата, обратись к Аллаху с мольбой о благом за меня». Я спросил: «Кто ты? Да помилует тебя Аллах!» Он сказал: «Я – Абу Зарр, сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Тогда я сказал: «Да простит тебя Аллах, ты более достоин того, чтобы просить Аллаха за меня, нежели я за тебя!» На что он сказал: «О сын моего брата, я слышал, как ‘Умар сказал о тебе, когда ты проходил: «Какой прекрасный парень!», а я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах положил истину на язык ‘Умара, которую он произносит». Ахмад 5/165, 5/177. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность.
Хармаля рассказывал: “Сказал мне как-то аш-Шафи’и: «Ступай к Идрису ибн Яхье аль-‘Абиду и скажи ему, чтобы он обратился к Аллаху с мольбой за меня»”. Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” 84. Иснад достоверный.
Шейх ‘Абдуллах аль-‘Анкъари в «Шарх кашф аш-шубухат» сказал: “Просить о мольбе праведного человека, живого, сторонника Сунны, не является порицаемым. Мы упоминали о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал совет Умару, да будет доволен им Аллах, попросить ду'а от Уейса аль-Къари. Также достоверно передается от аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, что он отправил человека к Идрису ибн Яхье, который был из числа усердно-поклоняющихся, передать ему слова: «Обратись к Аллаху с мольбой за меня». У него было гнойное кровотечение”.

А Аллаху обо всем ведомо лучше!

И в заключение, хвалу Аллаху - Господу миров!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Re:

Сообщение »

Барак Аллаху фикум.

Также для пользы:

Шейх Мухаммад ибну Абдуль Вахаб ( да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Кашфу шубухат» писал: «Также другие сомнения, которые приводят многобожники, вселяя сомнения, приводят хадис, где пророк (саллалЛаху алейхи уа саллам) упоминал о том, что люди в Судный День будут просить помощи у Адама, затем у Нуха, затем у Ибрахима, затем у Мусы, затем у Исы. Все они будут оправдываться, пока не дойдут до посланника Аллаха (саллалЛаху алейхи уа саллам).
Многобожники говорят: «Этот хадис указывает на то, что просить о помощи не у Аллаха не является многобожием (ширк)».
Отвечая на это сомнение, мы говорим: «Хвала тому, Кто запечатал сердца Своих врагов. Воистину, просить о помощи у создания о том, в чем он в силах выполнить, мы не отрицаем это. Как сказал Всевышний Аллах: «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса ударил его кулаком и прикончил». Аль Касас, 15. Также, как просит человек помощи у своих товарищей на войне или в других вещах, в которых в состоянии на это создание. Мы отрицаем и порицаем те, крики о помощи, которые они совершают у могил приближенных (аулия) или в их отсутствии, взывая к ним в тех вещах, в которых не в состоянии ответить ни кто, кроме Аллаха. Подтверждено в хадисе то, что будут, просить о помощи у пророков в Судный День, желая от них, чтобы они попросили Аллаха, чтобы Он рассчитал людей, для того, чтобы отдохнули от этого печального места обладатели Рая. И такое дозволено, как в этой Жизни, так и в Будущей. Поэтому ты ходишь около праведного и живого человека, он сидит с тобой, прислушивается к твоим словам, после чего ты ему говоришь: «Попроси Аллаха за меня», как делали сподвижники посланника Аллаха (саллалЛаху алейхи уа саллам), спрашивая его при жизни. А что касается после его смерти, то нет, они не просили его около его могилы. А напротив, порицали того, кто намеревался просить Аллаха около могилы пророка (саллалЛаху алейхи уа салла), а что можно уже сказать о взывании к самому пророку (саллалЛаху алейхи уа саллам) ?» Закончились слова шейха.

Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) по поводу слов шейха сказал: «Шейх (да смилуется над ним Аллах) упомянул то, что нет проблем, чтобы ты пришёл к праведному мужчине, которого ты знаешь и знаешь о его праведности и попросил его о том, чтобы он помолился Аллаху за тебя. Это истина, но не желательно человеку брать это привычкой или обычаем. Каждый раз, когда видит праведного мужчину, он говорит: «Попроси Аллаха за меня». Воистину, это не является из обычаев праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах). Также этим самым он полагается на мольбу другого, известно, что человек, когда сам взывает к своему Господу, то это лучше для него, поскольку он совершает поклонение, приближается ею (мольбой) ко Всевышнему Аллаху. Так как мольба (дуа) – это один из видов поклонения. Как сказал Всевышний Аллах: «Взывайте ко мне, и Я отвечу вам» Аль-Гафир, 60.
Человек, когда взывает сам к своему Господу, то он получает награду за поклонение и полагается на Всевышнего Аллах в принесении пользы и отведения вреда. В отличие от того, если он требует от кого-то, чтобы он попросил Аллаха за него, то он полагается на него и быть может он даже привязывается к нему больше, чем ко Всевышнему Аллаху - это положение опасное. Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах): «Когда просит человек кого-то, чтобы он помолился за него, то это из порицаемых просьб».

Желательно человеку, если он просит кого-то, чтобы он за него помолился, чтобы он намеревался этим принести пользу другому, посредством его мольбы за него. Воистину он вознаграждается за то, что взывает к Аллаху за него и может быть получит то, что пришло в хадисе, где было сказано, что человек, когда просит Аллаха за своего брата в его отсутствии, то ангелы говорят: «Аминь ! И тебе того же». См. шарх Кашфу шубухат ли шейх Мухаммад ибн Солих Усеймин
Знание прежде слов и дел.
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 13:38

Re: Можно просить других сделать ду'а за третье лицо?

Сообщение »

Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху. Что касается попросить другого сделать за тебя ду'а, ошибкой, некоторых братьев является то, что они сами за себя ду'а не делают. То есть, у Ахмеда завтра экзамен и он просит Мухаммада сделать за него ду'а, но сам не делает, как бы успокаивая себя, тем что кто то, другой сделает. А Аллах знает лучше!
Аватар пользователя
Абу Мухаммад Хасавюртовский
 
Сообщений: 276
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 00:14
Откуда: Хасавюрт


Вернуться в Обращение к Аллаху с мольбой (ду’а)

cron