Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

StRous' писал(а):братья, можете пояснить такой момент. на моё утверждение, что не по сунне делать ду1а после обязательных намазов, один брат прислал такой пост:
أخرج عبد بن حميد وابن جرير وابن المنذر وابن أبي حاتم وابن مردويه من طرق عن ابن عباس في قوله : { فإذا فرغت فانصب } الآية قال : إذا فرغت من الصلاة فانصب في الدعاء ، واسأل الله وارغب إليه
الدر المنثور 6/364
Аллах Всевышний в коране сказал "и когда ты освободишься усердствуй, и к господу твоему стремись (смиренно)"
ибн хьамид, ибн джарир, ибунл мунзир, ибн аби хьатим, ибн мардавиййях1 вывели по разным путям от ибн 1аббаса разияллох1у 1анх1ума в этом аяте его толкование: и когда ты освободишься от молитвы усердствуй в ду1а, и проси Аллаха и стремись к нему
аддаррул мансур 6/364
قلت : وما ادعاه من النفي مطلقا مردود فقد ثبت :
- عن معاذ بن جبل أن النبي صلى الله عليه وسلم قال له يا معاذ اني والله لاحبك فلا تدع دبر كل صلاة أن تقول اللهم اعني على ذكرك وشكرك وحسن عبادتك أخرجه أبو داود والنسائي وصححه بن حبان والحاكم
- وحديث أبي بكرة في قول اللهم اني أعوذ بك من الكفر والفقر وعذاب القبر كان النبي صلى الله عليه وسلم يدعو بهن دبر كل صلاة أخرجه احمد والترمذي والنسائي وصححه الحاكم
- وحديث سعد الآتي في باب التعوذ من البخل قريبا فإن في بعض طرقه المطلوب
- وحديث زيد بن أرقم سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يدعو في دبر كل صلاة اللهم ربنا ورب كل شيء الحديث أخرجه أبو داود والنسائي
- وحديث صهيب رفعه كان يقول إذا انصرف من الصلاة اللهم اصلح لي ديني الحديث أخرجه النسائي وصححه بن حبان
- وغير ذلك
а кто же настаивает на полном отрицании (дуа после после молитвы) то это отвергнуто, так как установлено
-от ма1аза бин джабал разияллох1у 1анх1у что пророк саллаллох1у 1алайх1и ва саллам сказал ему: о ма1аз поистине я люблю тебя не оставляй же позади каждой молитвы такие слова: о Аллах, содействуй мне в твоем поминании...... привел абу дауд, насаи, удостоверил ибн хьаббан и хьаким
.......
(дальше не буду переводить, не успеваю)
фатхьул барий 11/133
قيل لرسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ أيّ الدعاء أسمع‏؟‏ قال‏:‏ ‏"‏جَوْفُ اللَّيْلِ الآخِر، وَدُبُرُ الصَّلَوَاتِ المَكْتوبات
от абу умамах1 разияллох1у 1анх1у
спросили посланника Аллаха 1алайх1исслату вассалам: какое дуа будет самым услышанным?
он ответил: в последней части ночи и позади каждой обязательной молитвы
передал тирмизий 3499 с вердиктом хьасан, и насаи 9936


ОТВЕТ:
StRous' писал(а):на моё утверждение, что не по сунне делать ду1а после обязательных намазов, один брат прислал такой пост:

А почему ты так утверждал?!)
На самом деле есть разногласие, и кстати братья мои ПРИЕМЛЕМОЕ разногласие, относительно этого вопроса.
Что касается хадисов, что тебе привели и вообще хадисов, в которых говорится о мольбе в "конце молитвы" (дубур ас-саля), то ученые разошлись относительно понимания этих слов. Одни сказали, что речь идет о времени до салама, когда человек сидит на ташаххуде и взывает к Аллаху, и это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. Однако хафиз Ибн Хаджар в "Фатхуль-Бари" сказал, что шейхуль-Ислам ошибся в этом вопросе, и что "конец молитвы" - это после салама.
И за шейхуль-Исламом последовал в его мнении шейх Ибн Усаймин, сказав, что все, что пришло из мольбы (ду'а) после намаза, речь идет о ташаххуде до салама. А что пришло из слов поминания Аллаха (зикр), то речь идет о поминании Аллаха уже после салама.
Доводы у них следующие:
От Ибн Мас'уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас усаживается после каждых двух рак‘атов, то пусть произносит "ат-тахийят", а затем может выбрать ту мольбу, которая ему нравится больше!» Ахмад 1/437, ан-Насаи 1/174. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 878.
Всевышний Аллах сказал: «Когда вы завершите молитву, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках!» (ан-Ниса 4: 103).
Это мнение конечно очень сильное, но не однозначное, так как есть множество мольб, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил и после салама!!!
Например, Саубан рассказывал: "Закончив молиться, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!» Муслим 591.
Аль-Мугъира ибн Шу’ба рассказывал: "Закончив молиться и произнеся слова таслима, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил: «Нет божества, достойного поклонения кроме Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством»". аль-Бухари 844, Муслим 593.
Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: “Когда мы совершали молитву позади посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то предпочитали находиться справа от него, чтобы после молитвы он поворачивался сначала к нам. И я слышал, как он говорил: «Господь мой, упаси меня от наказания Твоего в тот День, когда Ты воскресишь (или: соберешь) рабов Своих!» Муслим 709.
/Рабби, къини ‘азабак яума таб’асу (таджма’у) ‘ибадак/.
Разве это все не ду'а и разве это все не после салама?!
Умм Саляма рассказывала, что после завершения утренней молитвы, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о полезном знании, благом уделе и деянии, которое примется!» Ахмад 6/305, Ибн Маджах 925, Ибн ас-Сунни 54. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Аиша рассказывала: “Не было такого, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), находясь в собрании, читая Коран или совершая молитву, не произносил после этого слова: «Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Нет божества достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние». Ахмад 6/77, ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа лляйля» 273. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. "ан-Нукт аля Ибн ас-Салях" 2/733, "ас-Сильсиля ас-сахиха" 3164.
/Субханака-Ллахумма уа бихамдика. Ля иляха илля Анта. Астагъфирука уа атубу илейк/.
Кстати, в этом хадисе довод на узаконенное Сунной произнесение определенных слов поминания Аллаха после чтения Корана! Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Чем следует завершать чтение Корана?»
Разве не лучше брать то, что пришло в Сунне, чем говорить постоянно, прочитав Коран «Садакъа-Ллахуль-Азым», что не имеет никакой основы в Исламе, и что многие ученые называли нововведением 20 века?!
Истину говорили саляфы: "Если люди внесут нововведения, они лишаются Сунны!"
От Али ибн Аби Талиба сообщается: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отдавал салам после молитвы, он говорил: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что еще не совершил, что делал тайно и явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты - Выдвигающий вперёд и Ты - Отодвигающий!» ат-Тирмизи 3421, Абу Дауд 760. Имам ат-Трмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
/Аллахумма-гъфирли ма къаддамту, уа ма аххарту, уа ма асрарту, уа ма а’лянту, уа ма асрафту уа ма Анта а’ляму бихи минни. Анталь-Мукъаддим уа Анталь-Му’аххыр/
Но в версии этого хадиса у имама Муслима сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил эти слова до таслима на ташаххуде, поэтому их можно произносить и до и после.
И это лишь небольшая часть того, что достоверно пришло из хадисов, в которых указание на законность обращения к Аллаху с мольбой после молитвы.
Следует отметить, что шейх Ибн аль-Къайим в "Задуль-ма'ад" говорил: "Не пришло в Сунне, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) после молитвы сидел и делал ду'а, сидя по направлению к Каабе".
Вероятно именно из этих слов поняли некоторые братья, что обращение к Аллаху с мольбой после намаза не из Сунны. Однако Ибн аль-Къайим имеет ввиду сидение после салама по направлению к Каабе, не поворачиваясь и обращение с мольбой именно в таком положении. См. "Тахкыкъ Найлюль-аутар" 4/434. См. также "Тасхых ад-ду'а" 43-434, шейха Бакр Абу Зайда.
Барака-Ллаху фикум!
Аватар пользователя
A'mash
 
Сообщений: 2768
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 20:55

Сообщение »

джазакаЛлаху хайан, брат! но я немножко неправильно изъяснился. инфа конечно полезная и кое что из того что ты перечислил я и сам произношу после намаза. но вопрос был именно о ду'а с поднятием рук "по собственным заявкам" (не знаю терминологию). просто и Ринат говорил, что обращаться к Всевышнему с просьбами надо в суджуде и перед таслимом, а после намаза - это время для азкаров, и братья здесь этот вопрос обсуждали, и ты сам кстати писал, что если назовёшь поднятие рук после фард-намазов нововведением, то вряд ли будешь не прав.
StRous'
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 02:57

Re: Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

Сообщается,что абу Умама,да будет им доволен Аллах сказал:Посланника Аллаха спросил(да бингосковит его Аллах и приветствует),"Какие мольбы скорее всего будут услышаны?"-он ответил:"Те,с которыми обращаются в конце ночи и после обязательных молитв".этот хадис приводит ат-Тирмизи,который сказал:"Хороший хадис".
hadgi
 
Сообщений: 50
Зарегистрирован: 12 фев 2010, 09:57
Откуда: Дагестан

Re: ВРЕМЕНА, ПЕРИОДЫ И СОСТОЯНИЯ, КОГДА МОЛЬБЫ ПРИНИМАЮТСЯ Ч

Сообщение »

Салам алейкум ва рахматуЛлах
Брат, значит я могу после каждого фард намаза делать дуа и не имеет значения, буду это делать с опущенными или поднятыми руками?
samiri
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 12:59

ВРЕМЕНА, ПЕРИОДЫ И СОСТОЯНИЯ, КОГДА МОЛЬБЫ ПРИНИМАЮТСЯ ЧАЩЕ

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлах уа баракатуху.
samiri писал(а):Брат, значит я могу после каждого фард намаза делать дуа и не имеет значения, буду это делать с опущенными или поднятыми руками?

А исходя из чего брат ты так понял ?
В том, что привел брат А'маш говориться просто о мольбе после фарда, а не поднятие рук.
Что касается поднятия рук, то тут рассматривается три положения:
1 - те ду'а, в кот. нам известно, что пророк, صلى الله عليه و سلم, НЕ поднимал руки, и не делали этого сахабы. Например: ду'а во время хутбы и после неё, и даже некоторые сахабы порицали это ! Исключением является ду'а при прошении дождя во время хутбы, т.к. на это есть доводы.
И мы в таких случаях тоже НЕ поднимаем рук.
2 - те ду'а, в кот. нам НЕ известно поднимал ли пророк, صلى الله عليه و سلم, руки, и нет ясного хадиса, указывающего на обратное, то тут мы тоже НЕ поднимаем рук.
Пример этому, ду'а возле могилы после захоронения. Пришло от пророка, صلى الله عليه و سلم, что он велел просить прощения покойному, однако не пришло ничего о поднятие рук, поэтому и мы не поднимаем.
3 - те ду'а, кот. не входят в первые 2 категории. И поднятие рук в них из адаба в мольбе и из причин, кот. могут послужить принятию этого ду'а.
Например: ду'а в сафаре, или между азаном и икматом и т.д..
(это разделение и примеры к ним взяты из ответа шейха Усеймина. См. "нур 'аля ад-дарб" запись № 321 (Б), 20:06)
Как раз к первому случаю и относится вопрос о поднятие рук после фард-намазов.
Уа Ллаху а'Лям.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: ВРЕМЕНА, ПЕРИОДЫ И СОСТОЯНИЯ, КОГДА МОЛЬБЫ ПРИНИМАЮТСЯ Ч

Сообщение »

Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Как раз к первому случаю и относится вопрос о поднятие рук после фард-намазов.

Разве к первому? Если говорить о ду`а: "АстагфируЛлах, АстагфируЛлах, АстагфируЛлах, Аллахумма анта-с-Салям..." то да поднимать не надо, далиля нет. А в ду`а которое потом, разве там нельзя руки поднять. Ведь это просто ду`а, не связанное с каким-то действием, как например между азаном и икъамой. Так же?
БаракаЛлаху фикум.


P.S. Уважаемый брат Админ, пока может пропустишь эти посты, а как все ответы получим, ин ша-Аллах, можно будет это почистить?
ДжязакяЛлаху хайран.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

ВРЕМЕНА, ПЕРИОДЫ И СОСТОЯНИЯ, КОГДА МОЛЬБЫ ПРИНИМАЮТСЯ ЧАЩЕ

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлах уа баракатуху.
Гадель ибн Ислям писал(а):Разве к первому? Если говорить о ду`а: "АстагфируЛлах, АстагфируЛлах, АстагфируЛлах, Аллахумма анта-с-Салям..." то да поднимать не надо, далиля нет.

Ну так и есть брат.
Именно об этом говорят уляма. В этом ду'а руки поднимать бид'а мункара, не пришло это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не от сахабов !
Так же например как в хутбе в деь джум'а ! Кроме когда ипсрашивается дождь или испрашивается отведение дождя.
Так же в 'ийд, в хутбе.
Это можно прослушать в фетвах шейха ибну База, рахимахуЛлах ("нур 'аля дарб", запись 216, 14:45), так же у шейха Усеймина, рахимахуЛлах ("нур 'аля дарб", запись 188, 14:48).
Так же не пришло о поднятие рук в поминание после молитвы (зикрах, азкарах).
А что касается ду'А уже после этого, то, инша Аллах, нет проблем в поднятие рук, т.к. это из причин принятия его.
Уа Ллаху а'Лям.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Сообщение »

Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Всё, джязакумуЛлаху хайран.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

abu zeinab писал(а):А что касается ду'А уже после этого, то, инша Аллах, нет проблем в поднятие рук, т.к. это из причин принятия его.

Ас-Саляму аляйкум, брат. Хотел бы уточнить. Т.е. если после фард-намаза после узаконенных зикров я подниму руки чтобы сделать свои дуа (по своим нуждам) воспользуясь моментом, сказанном в хадисе:
...спросили: "На какую мольбу есть больше всего надежды получить ответ?" Он (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал: «На ту, с которой к Аллаху обращаются посреди ночи, и после обязательных молитв»".

здесь поднятие рук разрешается?
Муслим
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 08:22
Откуда: Казахстан

Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

Уа'алейкум ас-салям уа рахматуЛлах уа баракатуху.
Муслим писал(а):здесь поднятие рук разрешается?

Я брат изучаю этот вопрос ))
Пока я этого не делаю, т.е. не поднимаю руки, т.к. не знаю о том, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или кто-то после него делал это. А имею в виду именно после самой молитвы, когда человек сидит на месте.
Что же касается того, чтобы поднять руки после того, как покинуть место, то это уже другое дело.
Есть хадис, но так же есть разногласия в отношение достоверность его.
И я ищу толкования и слова ученых.

Пока так, баракаЛлаху фикум.
Нуждающийся в руководстве
 
Сообщений: 1436
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 22:09

Re: Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

Джазака Аллаху хайран, брат Аба Зайнаб.
Хотел обратиться с этим вопросом и брату Амашу.
Брат Амаш, ответь пожалуйста если что-то тебе известно.
Я раньше знал в этом вопросе только одно мнение - мнения шейхуль-Ислам, шейх Усеймин. Естественно, о поднятии рук и не может быть речи, когда о самом дуа говорится, что она делается до саляма, а после саляма только зикры.
А теперь становится известно что были и другие ученые, которые говорили по-другому. Так хотел узнать, если после фард-намаза после узаконенных зикров человек поднимет руки чтобы сделать свои дуа (по своим нуждам) пользуясь моментом, сказанным в хадисе:
...спросили: "На какую мольбу есть больше всего надежды получить ответ?" Он (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал: «На ту, с которой к Аллаху обращаются … после обязательных молитв»".

к какому из этих трех положении входит здесь поднятие рук:
abu zeinab писал(а):1 - те ду'а, в кот. нам известно, что пророк, صلى الله عليه و سلم, НЕ поднимал руки, и не делали этого сахабы. Например: ду'а во время хутбы и после неё, и даже некоторые сахабы порицали это ! Исключением является ду'а при прошении дождя во время хутбы, т.к. на это есть доводы.
И мы в таких случаях тоже НЕ поднимаем рук.
2 - те ду'а, в кот. нам НЕ известно поднимал ли пророк, صلى الله عليه و سلم, руки, и нет ясного хадиса, указывающего на обратное, то тут мы тоже НЕ поднимаем рук.
Пример этому, ду'а возле могилы после захоронения. Пришло от пророка, صلى الله عليه و سلم, что он велел просить прощения покойному, однако не пришло ничего о поднятие рук, поэтому и мы не поднимаем.
3 - те ду'а, кот. не входят в первые 2 категории. И поднятие рук в них из адаба в мольбе и из причин, кот. могут послужить принятию этого ду'а.
Например: ду'а в сафаре, или между азаном и икматом и т.д..
(это разделение и примеры к ним взяты из ответа шейха Усеймина. См. "нур 'аля ад-дарб" запись № 321 (Б), 20:06)

Джазакум Аллаху хайран.
Муслим
 
Сообщений: 223
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 08:22
Откуда: Казахстан

Re: Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

Ассаламу алейкум.
http://alhadis.ru/audiomenu/adab/5-madarijussalikeen в лекции№9 на 23 минуте- дуа, читаемое после намаза. помогите пожалуйста с транскрипцией этого дуа.если можно напишите.
ДжазакаЛлаху хайран.
мусульманка!
 
Сообщений: 24
Зарегистрирован: 29 авг 2009, 14:24

Re: Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

уа аляйкуму салям уа рахматуЛлах!
Аллахумма а'инни 'аля зикрик уа шукрик уа хусни 'ибаадатик.
О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе.
Аватар пользователя
mushfiq_abu_Aisha
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 10:00

Re: Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Оно в крепости есть №59. Только оно в главе про ду`а, читаемые перед таслимом.
Гадель ибн Ислям
 
Сообщений: 218
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Можно ли делать ду'а после намаза?!

Сообщение »

Ассаляму алейкум йа айюха-ль му'минин:) . Недавно смотрел видео шейха машхура где он рахиму Ллах1 рассказывает о молитве правда на английском но перевод на русский письменный и там он говорит что ни дуа ни тем более азкары после молитвы читая руки не поднимают ибо так не делал ни пророк солля Ллах!у алейхи ва саляма ни сахабы радзия Ллах!у анхум ни те кто были после них из праведных саляфов,а тут брат абу зейнаб пишет что проблем нет что есть в этом вопросе разногласие,брат абу зейнаб ведь в основе поклонение харам кроме как только так как повелел нам посланник Аллах!а так если этот вопрос не изучен может быть правильнее будет сказать есть проблема и лучше не делать пока не будет явного довода? Если шейх машхур рахиму Ллах1 ошибся то прошу поправьте меня Бисми Ллях1, брат абу зейнаб Извини если в чем то показался тебе грубым у меня знаний мало . Джазакум Аллах1у хайран
Roma31
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 20 фев 2011, 20:54
Откуда: Иваново

След.

Вернуться в Обращение к Аллаху с мольбой (ду’а)

cron